сегодня: 19/06/2018 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 17/09/2004

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Жизнь как есть

«Русский американец» в Петербурге

Тамара Вахитова (17/09/04)


***

Однако князь не был только чистым практиком. Особый сферой его деятельности явилась научная работа.

Вячеслава Николаевича интересовали две очень важные проблемы — проблема воспитания и образования молодежи и проблема управления производственными кадрами, производительными силами общества. Эти сложные вопросы являлись для князя не только предметом теоретического осмысления, итоги которого изложены в книгах и статьях. Вячеслав Николаевич доводил свои идеи до реального воплощения в жизнь. Его педагогическая концепция была реализована в создании привилегированного учебного заведения Общеобразовательной школы кн. В. Н. Тенишева, которая через два года была преобразована в Тенишевское училище (1900). Социологические и этнографические идеи князя, связанные с определением условий существования отдельной личности и определенных классов, проходили проверку опытным путем — через деятельность специально устроенного органа, Этнографического бюро (1898). В основе научных занятии Вячеслава Николаевича лежало стремление исследовать общественную жизнь того времени, понять причины нарастающих революционных настроений в различных социальных слоях. Будучи весьма образованным человеком, князь отличался острым и практическим умом, поэтому рассматривал науки чисто утилитарно, прагматически, пытаясь найти приемлемые рецепты для сохранения стабильности в жизни. С одной стороны, подобная позиция представляется весьма прогрессивной, поскольку она обеспечивает поворот пауки к реальным, практическим нуждам общества. С другой — недоверие к теоретическим, фундаментальным исследованиям, наукам абстрактного содержания, а также к искусству, ограничивает научное познание, лишая исследователя необходимой мировоззренческой и методологической базы.

Главная мысль, которую постоянно проводит Тенишев в своих сочинениях, это обоснование приоритета опыта в человеческой деятельности. Опыт он понимал как сумму практических законов и сведений, помогающих человеку убрать со своего пути всякого рода препятствия и затруднения. Опыт, по мнению Вячеслава Николаевича, должен базироваться на знаниях, которые носят практический, реальный, а не отвлеченный характер. Первая книга Вячеслава Николаевича «Математическое образование и его значение. Общедоступное изложение В. Тенишева», вышедшая в типографии М. Стасюлевича в 1886 году, была посвящена практическому освоению математики. Обеспокоенный сложившимся положением вещей, когда математика «низводится до собрания формул и выкладок либо превозносится до святилища, от которого исходят всемирные законы», Тенишев попытался провести мысль о практическом, жизненном соответствии математических обобщений с насущными и природными представлениями человека. «Общепринятый способ изложения математики,— писал Тенишев в предисловии,— тем именно и грешит, что оставляет в стороне факты и представления из жизни, без которых нет основы для отвлеченностей. Вес построено на непреложных истинах. Из этих принципов, называемых аксиомами, составляют предложения — теоремы, и все учение пребывает в отвлеченностях, которые воплощены лишь в приложенные математические формы и выражения. Конечно, всякому предоставляется подводить к ним свои жизненные представления, но такое усвоение математической методы, обратным ходом, в действительности редко имеет место. Поэтому неудивительно, что в обществе нет интереса к математическому образованию далее начал арифметики, где преподавание делает уступку всеобщим потребностям обыденной жизни» (с. 5–6).

Через несколько лет, в 1889 году, появилась в печати вторая книга князя — «Деятельность животных. Исследование В. Тенишева». Она представляла собой первую часть задуманной работы об «общественной» деятельности человека. Вячеслав Николаевич, следуя учению Дарвина, которое было весьма популярно в то время, пытается выделить те стороны деятельности человека, которые сближают его с животными: пропитание, потомство, положение среди соплеменников, уход от опасности, сохранение приобретенного уровня жизни. В книге девять глав. Некоторые из них посвящены рассмотрению физиологических и биологических особенностей существования различных классов животного мира, другие — содержат наблюдения над «общественной» жизнью животных. Автора интересуют подробности и детали отношений животных друг с другом, с особями более высших или, наоборот, низших разрядов. В. Н. Тенишев, следуя классификации Брэма, изложенной в его знаменитой книге «Жизнь животных», обобщал представленный материал для того, чтобы выявить сходство поведения животных с деятельностью и жизнью человека в обществе. Разумеется, это сходство было низшего свойства и обуславливало серьезные различия, но все-таки это сходство весьма четко прослеживалось. Так, автор книги резонно замечал: «Относительно поддержания строения тела отдыхом и движением, сохранения теплоты и влажности в теле, отстранение приставленных к нему посторонних частил и нападения насекомых, мы можем заметить непосредственное подобие в деятельности человека и животных» (с. 79).

Отмечал сходство у человека и животных Тенишев и в поведенческой сфере. Так, моменты обучения потомства у тех и у других связаны, по его мнению, с дрессировкой системой запретов и поощрений; накопление съестных припасов свойственно человеку и грызунам и т.д. Любопытным представляется наблюдение Вячеслава Николаевича о существенном влиянии на жизнь людей класса «паразитов», которые метают и животным. Он писал: «Около людей имущих и в особенности тратящих много всегда можно заметить несколько алчущих, а зачастую и паразитствующих, так называемых приживалок. Эти последние тоже претерпевают иногда ретроградное развитие, теряют подвижность и способность самим добывать себе пропитание. В домах наших богатых купцов вовсе не редкость встретить таких людей. Бывает, однако, что сближение основано на том, что одни, пользуясь от других кое-чем, оказывают при этом разные мелкие услуги и предостерегают от бедствий. Но когда лицо, дающее другому продовольствие, не в состоянии более или перестает это выполнять, то последние его обыкновенно оставляют.

Во многих случаях люди, которым досталась большая пожива или которые скопили себе запасы, вынуждены скрывать их от других. Когда перед людьми виднеется хорошая добыча, они, откуда глаз видит, слетаются на нее и буквально повторяют в человеческих приемах и с разными вариациями описанную выше картину сборища животных к падали. Вспомним только разные аукционы, торги, публичные азартные игры и т. п.» (с. 184–185). Предпринятые Тенишевым сопоставления человеческой деятельности и жизни животных были сделаны для того, чтобы обосновать как бы биологическую закономерность разделения труда в обществе, незыблемость классового расслоения, которое, как у животных, обусловлено природной целесообразностью. Он подчеркивал, что «безусловная нивелировка всех членов общества, на необходимость которой подчас указывают (князь имел в виду призывы к социальному равенству.— Т. В.), равносильна его разрушению» (с.162–163).

Третья книга Вячеслава Николаевича, «Деятельность человека», появилась через восемь лет, в 1897 году. Ее целью было создание своеобразной научной классификации, а на ее основе — практической программы изучения поведения различных классов и общественных групп в современном обществе. Князь справедливо замечал, что исследованию этих социологических вопросов правительство не уделяет должного внимания. Оно лишь изредка интересуется этнографическими сведениями о народной жизни, но «преимущественно для выяснения специальных вопросов обычного права и для фискальных целей». Исследования поступков и поведения людей разных классов позволят предвидеть последствия многих событий, введения новых законов и постановлений власти. Социологические исследования необходимы и в реальной практической деятельности многих людей. «Каждому администратору необходимо иметь сведения о поступках и поведении управляемых,— писал Тенишев.— Виновность на суде не может быть правильно определяема без достаточного знания условий жизни подсудимого. Нельзя быть хорошим коммерсантом, не умея обходиться с покупателями и не вникая в их потребности и вкусы. Врачу надо знать образ жизни своих пациентов. Учителю надо сообразовываться со средою, в которой живут его ученики». Говоря современным языком, князь Тенишев стремился воплотить в жизнь установку на «просвещенный менеджеризм» — умение управлять подчиненными на основе эмпирически обоснованных сведений о поступках и поведении данной группы людей.

Вячеслав Николаевич разработал общую классификацию изучения деятельности человека, которая могла быть реально приложена к исследованию любого народа, племени, класса, социальной прослойки или определенной этнической или социальной группы. Эта классификация включала в себя исследование физиологической, исторической, социальной, семейной жизни людей, подвергаемых обследованию. В ней были следующие пункты:

  1. Отличительные свойства организма.
  2. Окружающий мир.
  3. Исторический очерк.
  4. Образ жизни народа.
  5. Общественные установления, обычаи, законы.
  6. Отношения между соотечественниками.
  7. Верования, знания, язык, письмо, искусство.
  8. Семья, обычный порядок жизни.
  9. Сближение полов, брак, отклонения от брака, рождение и воспитание детей, обучение и доведение до самостоятельности.
  10. Выходящие из ряда обстоятельства.

В отличие от официальной этнографической науки, занимавшейся в основном описанием образа жизни, верований и искусства изучаемого народа, Тенишев в свою классификацию ввел элементы физиологического исследования, элементы общественного характера и изучение непредвиденных обстоятельств. Любопытно, что подразумевал Тенишев под «выходящими из ряда обстоятельствами»? Поясняя десятый пункт своей классификации. Тенишев призывал исследователей обращать внимание на поведение людей во время общественных бедствий — войны, голода, эпидемий, во время бедствий местного значения — наводнений, пожаров, землетрясений, бурь, неурожаев. Особое внимание он уделял изучению поступков большой массы людей в ситуации, когда наблюдается «разлад» в общественном строе. Этот «разлад» он связывал с действиями определенных групп против правительства, с сопротивлением населения требованиям власти, с существованием заговоров, возмущений, преступлениями против общественного порядка, с действием разбойничьих шаек, пропагандой сектантства, распространением стачек и забастовок среди рабочих, с возникновением ссор и драк между представителями различных общественных и национальных групп. Тенишев видел опасность и в существовании деклассированных элементов — переселенцев, бродяг, пьяниц, грабителей, воров, нищих, умалишенных, истеричных, самоубийц.

Историческая ситуация конца XIX века, отмеченная неурожаями и эпидемиями, рабочими и крестьянскими волнениями, побуждала серьезного исследователя, каким и был князь Тенишев, к глубинному исследованию общественных настроений для предотвращения катастрофы, в которую могла бы быть ввергнута Россия. И Вячеслав Николаевич предпринимает реальные шаги к претворению своих идей в жизнь.

Одно из изданий В. Н. Тенишева

В 1898 году он создает свое знаменитое Этнографическое бюро. На основе классификации, изложенной в книге «Деятельность человека», князь и сотрудники Бюро разрабатывают программу исследования крестьянских настроений в России. (Была также задумана программа исследования различных социальных слоев города). Эта программа была разослана по многим российским губерниям, и в Этнографическое бюро со всех концов страны начала поступать информация. Работа внештатных сотрудников Этнографического бюро, занимающихся непосредственно опросом населения, была организована очень четко: по меркам и стандартам западной науки. До этого времени в России помощь внештатных сотрудников Этнографического или Географического общества (в основном земских врачей и учителей) осуществлялась на добровольных началах. Лучшие материалы из провинции печатались в сборниках трудов этих обществ, лучшие из лучших награждались Большими и Малыми золотыми медалями. Тенишев вел работу по-другому, вводя в науку принцип; материальной заинтересованности. За все добытые сведения авторы материалов получали деньги, причем работа, выполненная более квалифицированно и в более короткие сроки, оплачивалась намного лучше. Поэтому сведения, присылаемые Тенишеву в Петербург, были достаточно квалифицированны, и за два года удалось собрать огромный и уникальный по своему значению материал. Князем на это научное предприятие было израсходовано около 200000 рублей, сумма по тем временам весьма значительная. Кроме сбора материалов о жизни и настроениях крестьянства, Этнографическое бюро выпускало книга по близкой к этим исследованиям тематике: крестьянскому фольклору, народной медицине. В деятельности Бюро принимали участие известные люди, профессионалы в своем деле: писатель-фольклорист С. Б. Максимов, врач Н. Н. Попов.

К сожалению, смерть князя в 1903 году оборвала деятельность Этнографического бюро. Был подготовлен к печати лишь первый том материалов о жизни великорусских крестьян. Весь огромный архив тенишевского Бюро Мария Клавдиевна передала в Музей этнографии, где он хранится и до настоящего времени.



Продолжение следует.



Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я
Warning: Use of uninitialized value in split at backoffice/lib/PSP/Page.pm line 251.