сегодня: 25/02/2020 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 03/09/2004

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Библиотечка Эгоиста (под редакцией Дмитрия Бавильского)

Вместо выступления на вечере в честь выхода книги Хулио Кортасара «Я играю всерьез»

(Институт Сервантеса, 5 ноября 2002 года) 1

Борис Дубин (03/09/04)

Богами Кортасара в молодости были Эдгар По и Джон Китс. Прозу первого он много переводил, о стихах второго написал книгу. Как стало понятно потом, за юношескими пристрастиями скрывались дальние ориентиры: сознание хрупкой красоты жизни, в которой призывно просвечивает иное, и цепенящее чувство ужаса, когда это иное властно вторгается в жизнь. Такова эротика у Кортасара,— завороженный танец на лезвиях. Таковы кортасаровские коты, изящные и загадочные прислужники богов подземного мира.

Хулио Кортасар был человек игры, щедрый и неутомимый человек играющий, homo ludens. Игры любовной. Игры словесной. Лотерейных выигрышей и компанейского розыгрыша. Детских забав и последней, смертной ставки. «Игры в классики» и «Конца игры». Он был человек увлекающийся, страстный (как сказал Блок о Некрасове), чем-то походил на русского «подростка», навсегда оскорбленного несправедливостью мира и неотвратимостью смерти. Он умел создавать магнитное пространство, в которое неощутимо, охотно и безоглядно втягивались окружащие люди, вещи, имена. Таков он и в представляемой книге, где впервые с подобной полнотой собраны его эссе, заметки, печатные рецензии, устные отклики, дополненные к тому же благодарными отзывами, стихами и воспоминаниями друзей-современников 2. Жанр издания — любимый и опять-таки игровой кортасаровский коллаж, складень наподобие его затейливого «Одного дня на восьмидесяти мирах», и если здесь чего и не хватает, так разве что сделанных писателем снимков (фотограф он был — смотрите «Blow Up» — столь же страстный). В изобретательно придуманном и заботливо составленном Эллой Брагинской томе есть то, чего нет в уже многочисленных других: перед читателем сейчас — Кортасар интимный, дружеский и доверчивый, Кортасар-собеседник, Кортасар у себя дома. Но, по словам старого грека, боги — повсюду, и дом оказывается «захваченным», на пол падает «распотрошенная кукла», а «менады» настигают даже во время «сиесты вдвоем».

Крестный отец и тайный патрон кортасаровской новеллистики Хорхе Луис Борхес вспоминал в связи с кортасаровской прозой отзыв Россетти о «Грозовом перевале» Эмили Бронте: «Дело происходит в аду, хотя фамилии людей и названия мест — английские». Трудно не заметить, что на фантастическом мире Кортасара лежит тень Данте. Но это уже современный, расколотый, не дающийся в руки мир, в котором очевидное плоско и призрачно, а невидимое угрожающе реально. В словах Канта о том, что видимость, которая всего лишь обманывает, не доставляет человеку удовольствия, и только если она играет, может приносить ему радость,— иллюзии восемнадцатого века, еще не знающего, к счастью, какими катастрофами он закончится. Игры Кортасара — иные (тут и вправду скажешь с поэтом: «Когда бы грек увидел наши игры...»). Уж скорее это паскалевское «пари», пастернаковская «гибель всерьез». А его искусство — да и не сегодняшнее ли искусство вообще? — это, по догадке другого будетлянина и визионера, «игра в аду».



1 Опубликовано: Смысл, 2003, №2, с. 94–95.

2 Хулио Кортасар. Я играю всерьез... Эссе. Рассказы. Интервью. Сост. Э. Брагинской. Перевод с испанского. М.: Академический проект, 2002. 400 с.



Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я