Топос. Литературно-философский журнал.
Для печати

Вернуться к обычной версии статьи

Библиотечка Эгоиста (под редакцией Дмитрия Бавильского)

Манда

Из новой книги «Русские врата»

Марио Корти (24/08/04)



«Руах» это пневма, дух; хлопанье крыльями — дуновение ветра или пукание («tiré’n ruàkh»; “Davidín, bat la cana, c’as sento nèn le rokhòd” — Primo Levi); что такое «руах» — дух или пук, в конечном счете, заложено в нас самих.


Василид гностик — тот самый Василид, который придумал панспермию — говорил, что распяли не Иисуса, а Симона Киринейского, которого римляне заставили нести крест.

...Сей был преображён Им, так что его считали за Иисуса, и по невежеству и ошибке был распят; а Сам Иисус принял образ Симона, стоял там и смеялся.

Во втором и последующих веках большое распространение получили амулеты с надписью «авраксас», что свидетельствует о популярности учения Василида о 365-и небесах. Поэтому дней в году 365 — по числу небес. А сумма букв слова «авраксас» равняется 365.

В апокалипсисе Петра Спаситель сказал Петру:

Тот, которого ты видишь у креста, радостного и улыбающегося, есть живой Иисус. А тот, в чьи руки и ноги они вбивают гвозди, это его плотская оболочка, которая всего лишь отражение. Они предают позору то, что является его подобием.

А согласно Второму трактату великого Сифа:

тот, кто нес крест на плечах — это был Симон... И я же радовался перед их невежеством.

Все эти версии перешли в исламскую традицию, как свидетельствует толкователь Корана Ибн Касир о пророке по имени Иса аль-Масих:

...был вечер на субботу. Они окружили его, и когда он почувствовал, что они неизбежно ворвутся, либо он выйдет к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?». Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверствие, и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом всевышний: «О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе...» [Коран, 3:55]. Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, и хвастались этим. Некоторые из людей поверили этому. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Исой и был свидетелем его вознесения.

В гностическом Евангелии от Филиппа Мария Магдалина названа спутницей Иисуса. Господь любил ее более всех учеников и целовал ее в рот (или лобзал ее уста). В Евангелии от Марии Спаситель «любил ее [Магдалину] больше, чем прочих женщин». Отсюда ранние предания и современные теории: неназванный ученик, которого Иисус любил, отнюдь не Иоанн, как предполагают многие, а на самом деле Мария Магдалина; Иисус был женат на ней и имел от нее потомство; Леонардо в «Тайной вечери» одесную Христа изображает не мужчину, а женщину, не Иоанна, а Магдалину.

Святой Грааль — это чаша, в которой хранилась кровь Христова, потир, вместилище. По иным версиям — ковчег, скиния. Или чрево, утроба, храм, влагалище, опять-таки хранящие кровь. Чрево Марии, хранящее воплощенное Слово, или чрево Марии, хранящее потомство Иисусово?

Неприязнь учеников к Марии Магдалине, о которой свидетельствует гностическое Евангелие от Фомы, столь ярко выражена, что Симон Петр даже просит учителя изгнать ее из общины. Если Христос ее и не изгнал, но в официальной церкви apostola apostolorum, первый очевидец воскресенья, со временем утратила свое первоначальное значение. В Евангелии от Марии Леви, отвечая на очередное проявление враждебности к Марии со стороны Петра, говорит: «Петр, ты вечно гневаешься... Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее?». В результате, в церкви-победительнице, церкви петровской и церкви константинопольской, атрибуты Марии постепенно переходят к другой Марии, матери Христа.


Ее «сердце более всех... устремлено в Царствие Небесное». Магдалина играет ключевую роль в книге «Пистис София». Посвященная «во все Тайны Вышины», для многих гностиков она становится одним из проявлений и даже символом Софии — Божией премудрости. Она — вестник откровения. Частое употребление в раннехристианских источниках таинственного имени Мария со всеми ее вариантами — Мариам, Мариамне, Марихам — вводило всегда в заблуждение: Магдалина или Матерь Божия? Образ Магдалины, как возлюбленной Спасителя, и другой Марии как «утробы Божественного воплощения» обнаруживает определенные параллели с античной великой матерью, известной под разными именами — Иштар, Изида, Деметра, Кибела, Афина.

София — она же Хохма, Предудрость Ветхого Завета, в каббалистике вторая из десяти сфирот. Она же Гносис? Материя божества, существовавшая еще до сотворения мира, или — по Соловьеву — Тело Христово. Но София для ортодоксальных христиан связана не только с воплощенным Словом — Христом, но и с матерью его, которую иногда прямо именуют Премудростью Божией.

Впрочем, Софию искал и нашел Владимир Соловьев: «Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года». Она стала для него «подругой вечной». Он имел с ней личные отношения, принимающие эротический характер. Но если София — предмет сам по себе достаточно запутанный и ускользаюший, то Соловьев связывает ее с русским народом и его особым, вселенским предназначением. «Она была для народа небесною сущностью, скрытою под видимостью низшего мира, лучезарным духом возрожденного человечества, ангелом-хранителем земли, грядущим и окончательным явлением Божества. Под именем Святой Софии русский народ любил социальное воплощение Божества в церкви вселенской. Это — русская, истинно-национальная и безусловно вселенская идея... которую новая Россия должна поведать миру». И старец Иоанн обнял Петра.


Интересно, что те, кто видел воскресшего Иисуса, поначалу его не узнавали. Магдалина приняла его за садовника:

Она... говорит Ему: Господин! Если Ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни!..

Не узнали его ученики, когда он явился на берегу моря Тивериаского. Не узнали те, кто вместе с ним шел в Эммаус и разговаривал с ним всю дорогу. Не узнал его, как свидетельствует апокрифическое Евангелие от Никодима, Иосиф Армафейский:

...коснувшись лица моего, Он облобызал меня и сказал: не бойся ничего, Иосиф, взгляни на меня и узри, что это Я. И я посмотрел на него и воскликнул: ты равви Илия? И Он мне сказал: Я не Илия, Я Иисус из Назарета, тело Которого предал ты погребению. И я ответил Ему: покажи мне гроб, в котором положил я Тебя. Иисус, взяв меня за руку, привел в место, где я его погребал. И Он показал мне плащаницу и плат, который возложил я на главу Его; тогда узнал я, что это был Иисус...


Историческая личность Иисуса неуловима. Современная критика не способна фиксировать Христа в истории. Зафиксирован Иоанн Креститель, зафиксированы Иаков брат Господень, Тарсянин и апостол Петр. Искали его в «независимых» источниках, разумеется — не в Новом Завете. Кто принимает фрагмент Иосифа Флавия об Иисусе как аутентичный, кто считает поздней интерполяцией.

Искали Христа в свитках Мертвого моря и в Дамасском документе. Нашли Праведного наставника или Учителя праведности, Нечестивого священника и/или Человека лжи. Первый дважды преследовался и подвергался суду. А преследовал его Нечестивый священник, который в свою очередь тоже подвергался репрессиям. Человек лжи упоминается в Толковании на Аввакума, но некоторые исследователи считают, что он и Нечестивый священник — одно и то же лицо. Признанные исследователи датируют свитки вторым веком до нашей эры, несогласные допускают более позднюю датировку — первый век нашей эры.

Сторонник более поздней датировки свитков, смелый, но непризнанный толкователь из академических кругов вычислил: Учитель праведности Кумранских свитков — Иаков брат Господень, глава Иерусалимской общины, Нечестивый священник — первосвященник Анания, Человек лжи — Павел, апостол язычников. Пусть будут прокляты «те, кто вступает в Новый Завет в земле Дамаска, и кто вновь изменяет и покидает ее». Тарсянин встретил Спасителя по пути в Дамаск и в Дамаске стал адептом Нового Завета. Но Дамаск не тот, который в Сирии, говорят нам толкователи, а кодовое название общины в Секаке у Мертвого моря, сегодня называемой Кумран.

А кем был Иисус? Прямого ответа нет.

Праведный наставник в свитках назван Садовником и, если Иаков брат Господень был Праведным наставником и был похожим на брата, то объясняется, почему Магдалина не сразу узнала Иисуса и приняла его за Садовника.

Толковательница, еще более далекая от круга признанных ученых, постулирует: Праведный наставник — Иоанн Креститель, Нечестивый священник и Человек лжи — Иисус Христос. Авторы Нового Завета из той же среды, что и обитатели Кумрана.

Новый завет — текст закодированный, и его надо уметь интерпретировать. Техника интерпретации совпадает с той, которую использовали авторы кумранских свитков для толкования Ветхого Завета. Итак, Иисус не умер на кресте. Откровение Иоанна Богослова не пророческая книга. В ней говорится о реально происходивших событиях, связанных с дальнейшей жизнью Иисуса, названного Сыном человеческим или Агнцом. Апостол Павел и Иисус были реально знакомы. Иисус был дважды женат — первый раз на Марии Магдалине. Брак в Кане Галилейской, о котором пишет Иоанн, в действительности был брак Иисуса. Второй раз на некоей Лидии. Имел наследника. Сам побывал в Риме. Обо всем этом можно прочесть в каноническом Новом Завете, если, конечно, уметь читать.

Другой толкователь, в начале допущенный в узкий круг исследователей, имеющих прямой доступ к свиткам, но впоследствии из этого круга исключенный, придумал, что никакого Христа не было, а был мухомор, который растет повсюду, и в пустыне, и за Полярным кругом. Тут и фаллическая символика и стебель. Священный гриб был ключом царства небесного. Тайное Евангелие от Марта в пересказе Климента Александрийского повествует о юноше, который пришел к Иисусу «в одной простыне, накинутой на голое тело, и остался с Ним в ту ночь, так как Иисус учил его тайне Царства Божия». В Евангелие от Матфея Спаситель сказал Петру: «Ты — Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и я дам тебе ключи Царства Небесного». «Священный гриб — “болт” или “ключ”, который дает доступ к небу или аду, двойственное указание на форму болта с головкой [вроде прута, или маленькой трости с набалдашником] для открывания дверей и на способность открыть путь к новым мистическим переживаниям». В античности «пион» не декоративное растение с крупными, преимущественно белыми, розовыми или ярко-красными цветками. Пион (paeonia) в античности — мухомор. И у Матфея, оказывается, игра слов: Петр (Petros, Petrus) — камень — petra. Но семитское Pitra — гриб. Кроме того, Петр — он же Петр Бариона. А Бариона означает не только Ионович, и не только сын голубя, бариона — мухомор. Так вот: сектанты жевали мухомор, и в кайфе являлся им Христос, как в Мексике является мескалито поклонникам мескаля. Распятие и воскресенье тоже были видениями. Автор даже умудрился найти раннехристианское изображение Адама и Евы на фреске перед деревом познания добра и зла в форме мухомора. И так далее.

Нынче распространяется множество странных теорий: Христос как историческая личность задуман во втором веке. Иисус был тем же Праведным наставником, только события, связанные с его жизнью, относятся к более раннему периоду, потом они были перенесены в начало первого века нашей эры и пережили известную трансформацию. Он жил за несколько столетий до нашей эры и распят (повешен на дереве) священником Финеесом в палатке в синайской пустыне. Он был козлом отпущения, убит был апостолами. Распят был в Лидде. Он умер от старости и похоронен в Кашмире.

В античных нехристианских источниках, кроме Светония («Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, [Клавдий] изгнал и Рима»), Тацита («...Прозвание [хрестиан] идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом»), того же (возможно, поддельного) Иосифа Флавия, считается, что о Христе говорится в раввинской литературе, в которой он назван Некий, Некто, Иешу бен Пантира, Бен Стада, Валаам или Билеам, Иешуа ха-Ноцри, а также мамзер, что означает незаконнорожденный, ублюдок.

Но существуют и те, кто утверждает историчность Иисуса, убежден в правдивости священного писания и даже датируют Евангелия более ранним периодом, чем общепризнанно. И это тоже на основании свитков Мертвого моря.

Испанец по имени Хосе О’Каллаган считает, что пещера номер 7 в Кумране содержит христианские документы (все документы, найденные в этой пещере, написаны на древнегреческом). В частности фрагмент 7Q5 — это Марк 6:52–53: «И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнавши Его...» А значит Марк сочинен до 68 года нашей эры, возможно даже в 50-е годы, то есть гораздо раньше, чем думает большинство ученых. Фрагмент 7Q4 — первое послание к Тимофею 3:16–4:3. Немецкий папиролог подтверждает: синоптики сочинены гораздо раньше, чем предполагают, и авторы были очевидцами событий. Евангелие от Матфея, например, которое согласно большинству сочинено около 80 года нашей эры, уже циркулировало по крайней мере на 10 лет раньше, как доказывает новая датировка немецким учены папируса P64 из собрания Оксфордского колледжа Магдален с фрагментами из 26 главы Евангелия от Матфея.

Большинство исследователей убеждено в том, что кумраниты, в том числе авторы и копиисты свитков, были ессеями. И один из немаловажных аспектов в академическом споре, связь между ессеями и христианами. Сторонники тождественности ессеев и христиан, на основе языка свитков Мертвого моря и Дамасского документа, подчеркивают то, что их объединяет, противники же акцентируют отличия. Иосиф Флавий и Филон Алексанрийский говорят о четырех философиях в иудейском мире: саддукеи, фарисеи, зелоты, эссеи. О христианах не говорят. И почему в литературе ранних христиан (в Евангелиях, Деяниях апостолов, посланиях) нет упоминания о ессеях? Есть фарисеи, есть саддукеи, есть зелоты. Ессев нет. Вывод напрашивается. Потому что — как сказал бы отец Браун — это они говорят о себе.



Окончание следует.





Вернуться к обычной версии статьи