сегодня: 18/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 22/07/2004

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Глазами гения №34. Игра в человека

Маруся Климова (22/07/04)

Затронутый мной вопрос о причинах, побуждающих того или иного человека взяться за перо и начать кропать стихи, рассказы, романы и т. п., видимо, восходит к уже поставленному ранее Лениным главному вопросу философии, который, как известно, сводится к выяснению, в каких иерархических отношениях между собой находятся так называемые «бытие» и «дух»: какое из этих двух явлений главнее. В общем, что-то вроде волнующего всех детишек планеты исхода гипотетического поединка кита со слоном, если бы тем вдруг довелось встретиться где-нибудь на нейтральной территории, то есть не на море или же суше, а, например, в воздухе. В дошкольном возрасте я тоже часто представляла себе такую картину: у слона и кита вдруг вырастают огромные крылья, они поднимаются в воздух и со всего размаха ударяются друг о друга лбами. Лично я думаю, что кит, благодаря обтекаемым и отвечающим всем требованиям современной аэродинамики формам своего тела, сумел бы так разогнаться и с такой силой долбануть слона, что от того вообще ни фига бы не осталось, одни клыки и уши, но неважно... Иными словами, окинув беглым взглядом историю мировой философии, Ленин со свойственной ему детской непосредственностью сумел вычленить в ней то, что показалось ему самым существенным!

Таким образом, у него получилось, что все предшествующие ему мыслители, над какими бы отвлеченными и туманными предметами они ни ломали свои головы, на самом деле, только и занимались разрешением этой животрепещущей дилеммы и — часто даже сами того не сознавая — неизменно склонялись в ту или же иную сторону, то есть отдавали предпочтение бытию или же духу. Ленину, правда, больше нравились слова «материя», «сознание» и «идея», а все мыслители у него, соответственно, делились на «материалистов» и «идеалистов»... Ни для кого не секрет, что самого себя он относил к «материалистам» и был твердо убежден, что материя всегда и во всем предшествует идеям и подчиняет их себе, где бы они друг с другом ни сталкивались: на суше, на море или же в воздухе. Бытие определяет сознание, короче говоря! Всех «материалистов» он считал своими предтечами, а «идеалистов», будь то Платон, Кант или же Ницше, не стесняясь, публично называл умственно отсталыми дегенератами или же, в лучшем случае, подлыми приспособленцами, которые умышленно в корыстных целях искажают картину мира — главным образом для того, чтобы пудрить мозги простым малограмотным людям... Отсюда видно, что Ленин, в точности как и я, тоже считал себя самым умным, хотя оснований для подобного мнения о себе у него вроде бы было гораздо меньше, чем у меня!

Надо сказать, что не только сам Ленин, но и его жена, уже в детстве, вопреки господствовавшему тогда мнению, начали вызывать у меня какое-то смутную неприязнь. Причем, не столько из-за их философских взглядов, в которые я тогда еще толком не была способна вникнуть, сколько из-за их невзрачной и малопривлекательной внешности. Крупская вообще была похожа на жабу, больную базедовой болезнью: вылезающие из орбит бесцветные глаза, зоб на шее, гладко зачесанные собранные на затылке в пучок жидкие серые волосы, мешковатое серое платье. Ко всему прочему, по специальности она была педагогом. Короче, полный букет!.. Вот это последнее обстоятельство, видимо, и оказалось самым определяющим, наложившим неизгладимый отпечаток на мое восприятие этой дамы, которое уже ничто и никогда не смогло поколебать. Поэтому даже потом, когда по телевизору я увидела фильм про Ленина и Крупскую, с Натальей Белохвостиковой в главной роли, целью которого, видимо, было убедить всех зрителей в том, что в молодости Крупская была очаровательной нежной и хрупкой блондинкой, так вот, даже этот фильм оказался бессилен что-либо изменить. Более того, результат оказался прямо противоположным: с тех пор я стала воспринимать и Белохвостикову исключительно как неполноценную закомплексованную уродину, просто какой-то необратимый сдвиг в сознании произошел...

Ко всему прочему, и прямые предшественники Ленина в лице Вольтера, Руссо, Дидро, Гоббса и других «материалистов» тоже никогда не вызывали у меня особой симпатии. Во всяком случае, на дошедших до наших дней старинных гравюрах все эти французские и английские просветители и борцы со всевозможными предрассудками почему-то всегда изображались в виде каких-то пугающих уродов. Чего стоит одна хранящаяся в Эрмитаже мраморная скульптура Вольтера!

Раньше я, помню, довольно-таки часто посещала Эрмитаж, особенно по будням — в выходные безумные толпы туристов толклись практически во всех залах, а вот в будни там было тихо, пусто и уютно. К тому же, внизу был буфет, где продавались очень вкусные эклеры, которые я обожала. Так вот, во время многочисленных посещений Эрмитажа, блуждая по лабиринтам всех этих бесконечных залов и коридоров, я почему-то непременно натыкалась на огромный мраморный памятник сморщенного иссушенного старца с хитрыми маленькими глазками, птичьим носиком и искривленным ртом, придававшим всему его лицу какое-то чрезвычайно склочное, сварливое выражение. Одет он был, кажется, в нечто вроде халата, на плечи у него был накинут плед, а на голове — крошечная круглая шапочка, из-под которой торчали жидкие завивающиеся колечками волосики. На коленях у этого жутика лежали бумаги или же какая-то книга — точно уж не помню — и он там что-то старательно выводил гусиным пером. В целом он даже больше был похож не на старика, а какую-то злобную старуху, чем-то отдаленно напомнившую мне соседку по коммунальной квартире моей бабушки. Я все это так подробно запомнила¸ потому что в первый момент, когда до меня наконец дошло, кто это, я испытала настоящий шок. Сперва я даже подумала, что ошиблась, но нет, все точно: и табличка рядом, и латинские буквы на постаменте скульптуры указывали, что это и есть великий французский философ Вольтер. В дальнейшем, когда на внеклассном чтении по французскому нам предложили прочитать некоторые его сочинения, мне уже было очень трудно избавиться от этого своего первого ощущения, связанного с хранящимся в Эрмитаже его мраморным изваянием...

Зато идеалисты, наоборот, мне всегда очень нравились, особенно всякие мистики! В их загадочных изречениях ощущалось присутствие некой таинственности, которая невольно накладывала отпечаток и на весь их внешний облик. Они все были как бы покрыты легким туманным флером и излучали едва уловимый аромат дефицитных в то время духов «Красная Москва», которые я иногда потихоньку воровала у своей мамаши! К тому же их реальные изображения в те далекие годы мне попадались гораздо реже, чем портреты Вольтера и ему подобных, не говоря уже о физиономиях Маркса, Энгельса и Ленина, на которые мне приходилось натыкаться просто на каждом шагу, даже в Эрмитаж ходить было не надо... Особенно глубокое впечатление в старших классах на меня произвел Новалис и его книга про странствующего поэта, отправившегося на поиски голубого цветка. Отчего он сам так до сих пор и остался в моей памяти этаким романтичным бледным чахоточным юношей с голубым цветком в петлице. Хотя я и не уверена, что когда-то действительно видела его портрет, и все это не является чистым плодом моей фантазии...

Если же отвлечься от всех этих чисто внешних эффектов и поверхностных впечатлений, и обратить внимание на стиль мышления того же Ленина, который я в самых общих чертах постаралась представить чуть выше, то сегодня уже просто невозможно избавиться от ощущения, что Ленин, если и не являлся полным кретином, то, по крайней мере, должен был бы быть причислен к философам-примитивистам. К сожалению, в отличие от живописи, подобного направления в современной философии так и не вычленилось. А жаль! То есть я хочу сказать, что ход мысли основоположника исторического материализма настолько прост и по-детски примитивен, что даже мне, человеку абсолютно не искушенному в тонкостях и нюансах мировой философии, это невольно бросается в глаза. Иными словами, было бы вполне логично, если бы на Ленина теперь все смотрели с такими же слегка сентиментальной симпатией и снисходительным умилением, с какими сегодня воспринимают какого-нибудь убогого таможенника Руссо или же тихого алкоголика Пиросмани, сумевших сохранить в своих произведениях трогательное обаяние и чистоту детской непосредственности... Так нет же! На Ленина и в наши дни огромное количество людей во всем мире почему-то продолжают взирать с нескрываемым уважением, то есть снизу вверх, как на настоящего властителя дум и гения! Не говоря уже о том, что еще совсем недавно его учение, полностью основанное на абсолютно примитивных и наивных обобщениях вроде уже упоминавшегося тут основного вопроса философии, породило громадное количество различных научно-исследовательских и учебных учреждений и институтов. Сотрудники этих организаций писали в своих статьях и диссертациях о вещах уже куда более туманных, сложных и малопонятных и, по крайней мере, на первый, самый поверхностный, взгляд, уже не выглядели такими же грубыми и примитивными уродами, как сам Ильич. А о чем это говорит? Да о том, что умные в этом мире всегда находятся в подчинении у дураков, и поэтому гораздо глупее последних!

Примерно то же самое, наверное, можно было бы сказать, проанализировав сложнейшие схоластические построения и многочисленные глубокомысленые философские трактаты, основанные на Библии и Новом Завете, где манна небесная сыплется людям прямо на головы, можно запросто, не стесняясь присутствием посторонних, ходить по воде, превращать воду в вино, воскрешать и воскресать из мертвых... И вообще в этих книжках такое обилие откровенной лажи, рассчитанной вроде бы уже совсем на полных лохов, а не солидных магистров богословия, что просто диву даешься! И тем не менее, практически весь современный идеализм и мистицизм восходит к Библии и другим, подобным ей абсолютно невероятным, по-детски наивным и сказочным сочинениям!



Окончание следует.



Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я