Топос. Литературно-философский журнал.
Для печати

Вернуться к обычной версии статьи

Литературная критика

Рыбный четверг.

Защита Зотова

Лев Пирогов (05/04/02)

Центр литературной жизни преследует по пятам. Вот и сейчас: стоит в приличные люди выйти – только и слышишь: «Экслибрис, экслибрис». Свет клином сошелся на этом «Экслибрисе». Во-первых, из-за пленения Зотова – человека и журналиста, во-вторых, из-за структурных изменений этой лутшей в мире литературной газеты. Начнем, понятно, с во-первых.

Руки прочь от русской свободы слова!...

Зотову инкриминировали, что он плохой. Зотов огорчился и слег в больничку. За Зотова заступился Немцов, Проханов, Курицын, Розанова, Прохорова и радио Би-би-си тоже заступились за Зотова. Если будут позитивные изменения, гавкну об этом здесь. Если негативные – сообщат новостные сайты.

К сведенью рекламодателей

Начиная с одиннадцатого апреля «Exlibris» выходит в новом формате. На двенадцати страницах, с цветной «обложкой» и тиражом 42 тысячи – против бывших пяти. Купить его можно будет теперь повсеместно: по четвергам (рыбным) вместе с «Независькой» в киосках Русской печати. Без ложной скромности доложу, что 42 тыщи – это крупнейший в мире тираж газеты про литературу (поскольку «Литературка» про литературу больше не пишет).

Вызвано это, понятно, тем, что в штат взяли меня. Начальство (в лице самого высокого) дождалось моёго согласия и вздохнуло с облегчением: теперь можно!.. И назначило соответствующий облегченью тираж.

Русские вещи

В последнем же «старом» номере кроме вышеупомянутых защит Зотова вышел замечательный разворот с суперскими фотографиями Насти Коломойской и футуро-постиндустриальными картинками Лёхи Андреева (другого). Первая часть разворота условно называется «Курево патриотов» и трактует как статью Юрия Каграманова про евразийство, так и дискуссию про стиль из РЖ. Там же – мелкие новости, фотография меня без трусов, и множество другого фуфла.

Впрочем, без трусов – это во второй части. Она представляет собою стальной кулак русского постинтеллектуализма. Кадровый цвет, так сказать.

Кроме кулака там извещается о датских кентах наших русских постинтеллектуалистов – литературном объединении «Догма». Да-да, том самом смысле, фон-триеровском. Тоска по мировой простоте преследует по пятам и уже почти что достала. Кстати, вы уже читали, конечно, новую подборку восхитительного в своей постинтеллектуальности поэта Емелина? Обязательно прочитайте. И старые (там, внизу) тоже.

Кстати, по поводу статейки про стиль еще пару слов. Тут человек по имени то ли Замолихис, то ли Залимохис попрекал меня в том, что я направляю постинтеллектуализм против литбюрократии, представительствуемой моим любимым культурным героем Немзером, – вместо того, чтобы противопоставлять его «настоящим интеллектуалам», среди которых Залумехлис числит Гройса, Рыклина и, разумеется, Подорогу. Спрашивается: а зачем? Что такого сделали родной культуре эти «настоящие интеллектуалы»? А вот литбюрократия представляет собой нынче, после перестроечного сбоя, реальную силу, наблюдать эволюции которой весьма занятно.

В поисках нужных ссылок забрел на «Русский журнал» и обнаружил, что под видом рецензий, статей и эссеев там теперь публикуются бюрократические отписки. А ведь виновнику происходящего Олегу Проскурину не семьдесят лет – не при Чаковском и Феликсе Кузнецове воспитывался! Бывшие романтики-окуджависты сами захитинели до этого состояния. И сравните журнал «пушкин» девяносто, где-то так, шестого года с нынешним Русжурналом. Тогда «настоящий интеллектуализм» выходил на поверхность из-под спуда своих домодельных и эмигрантских тусовок. Вышел, поежился и благоразумно слинял обратно. А вот эти – остались и закостенели.

Издательская политика литературного Русжурнала, хоть я и не читаю давно его, продолжает меня возмущать. Предлагаю отобрать у негодяев определение «Русский» в судебном порядке. Русский – значит зэпанский, а не каждая собака по закоулкам носит. Залупохин, думаю, тоже нервничает не потому, что так думает, а потому, что его в постинтеллектуалисты, на борт нашей смолёной бочки, ни хрена не берут. А уж он так матерился!..

Другие

Письмо Лимонова министру культуры. Девятого апреля лефортовскому сидению исполняется год. Эфэсбешная тусовка довинтила ситуацию до состояния, когда уже никакой оправдательный приговор невозможен. Как же, если Лимонова оправдают, куда тогда год отсидки девать? И не абы какой, а в «крытке», где туберкулёз, как известно... Надо было год назад Нацбестселлера не абы какому фуфлу, а «Книге мертвых» давать. Обчественность литературная не понимает, что оголтелая защита людей своего цеха любыми средствами – это единственно здоровая тактика выживания социального организма в агрессивной среде (что, конечно, есть тавтология, потому что всякая среда агрессивна).

Митя Ольшанский пишет о «Льде» сорокинском. Пишет почти правильно, но сколько же ему еще шагать и шагать в направлении Русского понимания!.. Сенсация: в следующем «Экслибрисе» ожидается покаянная исповедь Мити на тему «как я был плохим либералом, а теперь становлюсь патриотом». Думается, что дрейф думающей части населения в сторону Русской Вещи тоже есть факт постинтеллектуализма. Постинтеллектуального очищения, так сказать. Сорокину очень не хватает Правильного Учения, вот он и мечется не в ту сторону. Любовь это не бла-бла-бла с ледяным молотом. Любовь – это коза и подойник. Либо чай без сахара и бычок Урицкого в избитой консервной банке. Понимаете?.. Любовь это любовь.

Забавное обсуждение Проханова в Кирилловом ливжурнале. Оказывается, теперь будет так: кто хорошо себя в жизни вел, тому будут в аду читать Пруста. Кто средне – тому Толстого. А кто хреново вел, тому Проханова будут читать. А в раю книжек теперь не будет.

Прохановская газета правильно обсуждает фильмы «Война» и «Гарри потёр философский камень». То есть я перепутал: «Властелин колец» – правильно, а «Гарри потёр» нет. Шурыгин с Бондаренкой являют образцы правильной Русской критики, которая, как известно, отличается от общечеловеческой тем, что политична и идеологична, а на всякое «пиар» и «паблисити» ей насрать. Добавлять что либо к сказанному Русскими критиками я не хочу, кроме, разве, что зря Бондаренко Елайджу Вуда так... Уж совсем. Можно ж было интеллигентнее – вон, как Саша Щипин утёр!...

* * *

А, да, чуть не забыл. Объявлена шестёрка финалистов премии «Национальный бестселлер». Славникова со своим паралитиком (замечателен комментарий Курицына: «Какая свадьба без баяна»); Олег Павлов с «Карагандинскими девятинами» (по скуке и продолжительности напоминает фильм «Девять с половиной недель»); Проханов с Гексогенычем и двое рукописных, которых никто из приличных людей не читал. Наверное, настоящее что-нибудь.

В следующий четверг напишу, как Русская Идея «общечеловеческие ценности» побеждать будет. Сушите порох. Слава Русской России!

Предыдущие публикации:



Вернуться к обычной версии статьи