сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 12/05/2004

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Константин Сутягин, «Записки художника», книга. Игорь Мартынов, «Химки-Ховрино, дым над водой», книга. Ирина Дедюхова, «Повелительница снов», роман. Игорь А. Алекс, «Право человека», роман

Опавшие листья. Знаки препинания №55: «Национальный бестселлер»: длинный список

Часть третья

Дмитрий Бавильский (12/05/04)

В этой части обзора текстов, вошедших в длинный список премии «Национальный бестселлер», группируются тексты, которые не могут получить этой премии (или хотя бы выйти в финал) по причине своей эстетической маргинальности, как в случае с Сутягиным, из-за дебютного статуса, как в ситуации с Дедюховой, или же полного несовпадения с принятыми жанровыми установками — как с книгой Игоря Мартынова (тут вообще сложно понять, фикшн это или не фикшн). Ну или в своей странности и нелепости — как это произошло с полуанонимной утопией «Право человека», которой закатили роскошную презентацию в ночном клубе, а о самой книге (как о тексте, а не как о товаре, претендующем на модность и даже на культовость) и сказать-то почти нечего. Это вовсе не значит, что здесь собраны отклики на плохие тексты. Как раз наоборот — книга Мартынова так просто блестяща. Великолепна. Просто у нас же соревнуются не тексты, и уже даже не имена, но дискурсы, порожденные на пересечении жанров, брендов и тусовочных интересов.



1. Константин Сутягин «Записки художника». Книга.

Порой веселые, порой необязательные, не связанные единым сюжетом заметки о природе современного искусства и наблюдения над жизнью, остроумные и печальные одновременно. Несколько похоже по форме на «Опавшие листья» Василия Розанова, тем более, что основной нерв «Записок художника» — преодоление страха смерти. «Комментарии к роману о смерти», который вряд ли будет написан, потому что жизнь художника (впрочем, как и любого другого человека) и есть этот самый комментарий к роману, который не может быть написан.

Мысли о смерти сменяются комментариями на темы «любви», впрочем, экспозиция записок от смены темы особенно не меняется. Все те же бабушки, дедушки, родители, знакомые, пьяницы и бомжи, реалии советского быта, наблюдения над коллегами-художниками... Идеи выставок и инсталляций, описание времен года. Крысы, книги, электрички...

Понятен пафос — из какого сора растет отсутствие пафоса, смиренное осознание художником своей роли в современном мире. «Работа художника — находить красоту. В цветках, в девушках — это, конечно, попроще. Но если вдуматься, она должна быть во всем — ну, если, конечно, это не окончательно загажено человеческой самодеятельностью. Да и то — какая-нибудь там дрянь, кусок железа, кривая доска — полежит спокойно в земле несколько лет, сойдет с нее человеческое, и уже опять можно любоваться, хоть на стенку вешай...».

Сутягин хорошо владеет жанром миниатюры, ничего лишнего, мысль — концепт, мысль — наблюдение, все эти осколки его личной жизни и творческой биографии, прошитые несколькими лейтмотивами и организованные в строгую ритмическую конструкцию, в конечном счете составляют образец такого класического художнического нон-фикшн.



2. Игорь Мартынов «Химки-Ховрино, дым над водой». Книга.

Автор определяет свои очерки как «репортажную лирику». Неоднократно слышал эти лирические репортажи Мартынова по радио «Свобода», радовался точности его формулировок, самодостаточной и выверенной барочности его слога, когда из ничего, из бытового мусора и достаточно дозированных подробностей, вдруг возникает смущение и светлая грусть.

Однако на бумаге все эти очерки выглядят несколько иначе, собранные в единый сборник они оказываются слишком плотными, слишком слипающимися друг с другом. Нет, тексты Мартынова не утрачивают своих первозданных качеств, но все они тут словно бы образуют новое качество — нейтрального, монохромного полотна, без начала и конца, которое в любой момент можно оборвать или продолжить.

Мартынов пишет поколенческую хронику — разные периоды истории страны пересекаются с судьбами конкретных людей, большая история вмешивается в маленькие судьбы людские. Впрочем, иной раз происходит и обратное движение. Главы отсылают к конкретным годам в диапозоне от начала 80-х, когда автор (он же повествователь, он же протагонист сюжета) осознает себя в качестве автономной человеческой единицы, и до первых годов 21 века. Главы строятся как законченные новеллы со своими самодостаточными сюжетами, иногда смешными, иногда печальными.

Вышел слишком специфичный (для того, чтобы стать бестселлером) non-fiction. Трезвое осмысление своего места в окружающем мире сегодня не в чести. Даже прочувствованно-сочувственное и барочно-избыточное. Слишком точны и по-гурмански изысканны физиологические очерки Игоря Мартынова.



3. Ирина Дедюхова «Повелительница снов». Роман.

Подробный и достаточно традиционный роман воспитания, начинающийся как семейная сага. История девочки Вари и ее родителей, и родителей родителей, обычное советское детство как этапы большого пути — детский сад, школа, подруги, учителя, первые мальчики, потеря невинности, аспирантура, неудачная женитьба. Все как у всех, однако автор пытается найти в повседневности обязательную метафизику незаметного подвига существования. У Вари, нареченной в детстве ведьмой, есть дар — влиять на сновидения, ну, например, одноклассников. Это умение никак особенно не влияет на ее жизнь, но привносит в обычный образ обычной женщины некоторую глубину и особость. Достаточно простое, прямолинейное повествование с множеством вставных новелл и рассказов, некоторые проблемы с языком и композицией, искупленные искренностью изложения и четкостью поставленных задач. Автор держится своего замысла, именно этим «Повелительница снов» и кажется особенно ценной — она полностью совпадает с авторскими намерениями — показать из чего же, собственно говоря, сделаны наши «девчонки». Недостатком тут видится неоправданная плотность прозы и полное отсутствие диалогов, избыточность бытовых подробностей, сквозь которые Варя продирается к метафизическому освобождению, настигающему ее только в финале. Уже хорошо.



4. Игорь А. Алекс «Право человека». Роман.

Загадочный автор, загадочная книга (специально заточенное под автора издательство «Новый формат»), изысканное монохромное оформление. И текст без имен собственных, географических и культурных реалий. Некто видит самоубийцу, пытающегося свести счеты с жизнью, мешает ему в осуществлении этого намерения, из-за чего и получает по полной программе, попадая в жернова пенициарно-судебной машины, такой же анонимной, как и все остальное в этой книге. Налицо — признаки классической антиутопии, смешения мотивов, знакомых нам по книгам Олдоса Хаксли, Евгения Замятина и новомодного Мишеля нашего Уэльбека. Отработанные многими писателями, прописанные в многочисленных многомудрых томах темы и вариации, с Кафкой и Набоковым в бэкграунде. Сравнения не из легких.

И, между прочим, не в пользу анонимного Игоря А. Алекса.

При всей абстрактности представленной истории, «Право человека» не тянет на философские или социокультурные обобщения. При всей расплывчатости ситуации, она оказывается слишком конкретной и привязанной к данному тексту.

Есть и еще одно противоречие. Заявка на элитарность входит в резонанс с популистскими намерениями автора и его издателей. С одной стороны, им хочется выковать бестселлер (отсюда мощная пиар-подготовка с привлечением тяжёлой артиллерии из глянцевых СМИ), но, с другой, книга стоит 9 евро (о чем гордо уведомляет обложка), автор — неизвестен (но явно не Пелевин) и явственно не прост.

Но выстрел оказывается холостым — не то, что мните вы, природа.



Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я