Топос. Литературно-философский журнал.
Для печати

Вернуться к обычной версии статьи

Литературная критика

Рис. А. Капнинского

Базаров 11. Культурная контрреволюция

Павел Басинский (04/03/04)



Аркадий подошел к дяде и снова почувствовал на щеках своих прикосновение его душистых усов. Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычной неумолимостью упирались в выбритый подбородок.

Базаров, как и обычно, одевался недолго, но тщательно.




Отставку кабинета министров министр культуры Михаил Швыдкой принял мужественно, как и подобает не просто мужчине, но мужчине с большой буквы М.

Даром, что родился на юге, а фамилия украинская, но характер-то выдержанный, нордический.

Биография Швыдкого Михаила Ефимовича (по данным РИА «Новости»):
«Швыдкой Михаил Ефимович родился 5 сентября 1948 года в Киргизии. В 1971 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС-РАТИ), в 1977 году защитил кандидатскую диссертацию, имеет звание профессора истории зарубежного театра.
С 1973 по 1990 годы Михаил Швыдкой работал в журнале “Театр”, а с 1975 года — обозревателем Всероссийского радио и телевидения по вопросам театра. Вел программы “Театр и жизнь” (выходившую ежемесячно), “Портреты друзей”.
С 1991 по 1993 годы Швыдкой — генеральный директор редакционно-издательского комплекса “Культура” министерства культуры России, издающего книги и производящего видеопродукцию по проблемам культуры, а также президент телевизионного театрального клуба “Театр плюс ТВ”.
С 1993 по август 1997 года — замминистра культуры РФ. В его обязанности входило курировать проблемы реституции, международные обмены, социальную политику в области культуры, а также вопросы книгоиздательства по культуре и отношения со СМИ.
С 28 августа 1997 по 21 мая 1998 года — главный редактор общероссийского государственного телеканала “Культура”, а затем — руководитель Единого информационно-технологического холдинга ВГТРК, созданного в соответствии с указом президента РФ от 18 мая 1998 года.
Михаил Швыдкой является членом Союза российских писателей, Союза театральных деятелей и Союза журналистов. С июня 1999 года он член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Швыдкой является лауреатом премии Российской Академии художеств (1999) — за создание телеканала “Культура”.
Семейное положение: женат, имеет двоих детей».

Об отставке он узнал, как и положено министру культуры, не на нефтепромысле в самом центре Каспийского моря, не на боевом авианосце, а на концерте во время исполнения арии Ленского. «Куда, куда вы удалились?». «Я принял отставку с легким сердцем, — сказал “Известиям” Швыдкой.— И не очень сопереживал Ленскому, я точно знал, что его убьют... Что касается меня, то отставка мне в высшей степени приятна».

Было бы «в высшей степени приятно» питать иллюзию, что ты живешь в маленькой благополучной стране с теплым лазурным океаном и кокосовыми пальмами, где с культурой все так хорошо, так хорошо, что министры ее покидают свои посты в ритме «танго» или припевая что-нибудь вроде: «Сквозь чугунные перила ножку дивную продень!». Потому что в этой стране есть два писателя (один белый, другой абориген), один музей (крупных устриц, например), один театр (фольклорный) и целых пять музыкальных инструментов, сделанных из местного тростника.

Но мы живем в другой стране. Где культуру в период «прихватизации» расхватали так же, как и всю Россию. Кому «толстые» журналы достались, кому «Литературная газета», кому издательства и типографии с оборудованием и тысячами тонн дармовой бумаги, кому магазины книжные, срочно под автосервисы переделанные, потому как те счастливцы, кто «прихватизировали» издательства и типографии, стали издавать вовсе не то, что можно продавать в книжных магазинах.

Поразительно, что во всей этой ситуации (уже, впрочем, устаканившейся, почти закаменевшей; ну разве порой директоров издательств отстреливали, да балерина с Большим театром судились) Михаил Швыдкой продержался шесть с половиной лет, побив, кажется, все рекорды других министров. Уход Ельцина и приход Путина не означал уход Швыдкова. Хотя понятно, что за его утверждением на министерский пост стояли люди, мягко говоря, не патриотической ориентации.

Думаю, что теперь его уйдут. Предложив теплую должность на теплом месте и, может быть, даже в сравнительно теплой стране.

Что же о нем сказать? Швыдкой был несомненно яркой фигурой. Прекрасный шоумен («Культурная революция»), щедрый меценат шумных международных театральных фестивалей в Москве (непонятно только, за чей счет). Он умел вовремя создать и погасить скандал с какой-нибудь проблемой очередной реституции и т. п. Вообще, он все время был на виду, в центре внимания, в отличие от своего предшественника В. К. Егорова, которого я знаю лично. Это честный, скромный и порядочный человек. Но его «как бы» не было видно. Швыдкой же, образно выражаясь, всегда ходил с зажженным бенгальским огнем.

Кто придет на его место? Честный, порядочный, незаметный? Серый кардинал? Никита Михалков c семейным кланом? Или, Боже упаси, сам Сергей Владимирович?

Что произойдет? Культурная контрреволюция? Будем, как говорится, подождать. А в провинции, между тем, в книжных магазинах ремонтируют тойоты и шевроле.

И найдется ли такой министр с тяжелой нижней челюстью, который придет к ним и скажет:

— Ребятки! Кто у вас туточки хозяин?

— А — вона он с браточками базар ведет. Перетирает, типа, накопившиеся проблемы.

— А-а-а! Ну, давайте его сюда...



Вернуться к обычной версии статьи