сегодня: 20/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 11/12/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Не Фима Собак

Дмитрий Бавильский (11/12/03)

Константин Сомов. Автопортрет

Изящной книгой Галины Ельшевской многомудрое издательство «Новое литературное обозрение» открывает серию «Очерки визуальности», главная цель которой — попытаться обрести «новый концептуальный взгляд на известные обстоятельства». Вот и метод исследователя Галины Ельшевской стремителен и прост: картины и рисунки Константина Сомова, известного эстета, члена художественного объединения «Мир искусства», гремевшего в начале ХХ века, автора многочисленных маркиз и помпадурш, берутся в качестве психоаналитического инструмента. То есть, личность художника вычитывается из его работ. Уже в предисловии Ельшевская строго заявляет: «частная судьба художника обсуждаться здесь почти не будет», здесь будет царствовать одна лишь интерпретация.

Нужно сказать, что с этим в книжке всё нормально, концептуально, убедительно. Так, отсутствие в работах Сомова перспективы (плоскостной, декоративный характер станковых работ), нежелание (неумение) работать с живой натурой, любовь к прошлому — говорят, должны, с точки зрения Ельшевской, говорить о бегстве от действительности, о сильной тяге художника к смерти. А его интерес к театру, театральности, «поэтика обмана», размывание границ между искусством и реальностью, переживается как драма, как «неутолённый порыв». Всё оказывается проще простого — «прельстительные капризницы, конечно, олицетворяют тлен и хрупкость оболочек, заслоняющих и подменяющих собой подлинное...».

Опытный искусствовед, Галина Ельшевская почти не берёт во внимание коллизии жизни Сомова, а если и обращает внимание, то лишь на какие-то внешние события, которые невозможно игнорировать (работа в «Мире искусства», эмиграция, заказчики), целиком игнорируя внутренние. Между тем, корень эстетства искусства К. Сомова лежит в явлении, о котором знала даже такая далёкая от искусствоведения дама, как Фима Собак. Если верить Ильфу и Петрову, в её лексиконе существовало несколько длинных слов, в том числе и таких, как гомосексуализм. Сомов — пример русского денди, отечественный скол Оскара Уальда, пытающегося эстетизировать действительность изнутри, смешивая вымысел и повседневность, подчиняясь тоталитарной природе модерна. Однако слово «гомосексуализм» в книжке не встречается ни разу. Галина Ельшевская даже в своих психоаналитических штудиях решает остаться на стороне художника, «скромнейший и тишайший в своих одиноких вкусах хрупкий художник» (Н. Берберова), не оставивший мемуаров и сдержанный в переписке, должен быть заметен лишь своим творчеством.

Хорош такой подход или нет — каждый решает для себя сам.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я