сегодня: 19/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 09/12/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Записки дрянной девчонки

/Елена Трегубова, «Байки кремлёвского диггера». Москва, «Ad marginem», 2003, 382 стр., тираж 10 000 экз./

Дмитрий Бавильский (09/12/03)

Такой книги давно ждали, такая книга обязательно должна была появиться — нынешняя российская власть наглухо закрыта, и потому вдвойне интересна. Мемуары отставников и взвешенные книги действующих политиков скупы на подробности, волнующие общественность. Между тем, медиальное напряжение вокруг Кремля уже давно сделало из политиков и даже закулисных чиновников натуральных поп-звёзд. Но про Киркорова можно в бульварной прессе почитать, а вот про человеческие черты президентов и членов их семей только в некрологах. Рынок жаждет подробностей, а про Германа всё нет. Так что книга Трегубовой с самого начала была обречена стать бестселлером — обычно осторожные издатели из «Ad marginem’a» выстрелили первым тиражом в десять тысяч экземпляров. Следует отметить, что для России сегодня это очень большой тираж.

Елена Трегубова, как журналист «Коммерсанта» и «Русского курьера», входила в пул кремлёвских журналистов, часто бывала в закулисье, много общалась с чиновниками, ещё больше слышала, видела, знает. Книга и рассказывает о том, как и почему принимались те или иные судьбоносные для страны решения, как в той или иной ситуации вели себя министры и советники. Короче, эпическое полотно из жизни верхнего эшелона. Последние годы власти дедушки (так автор называет Ельцина) и его «семьи», метания младореформаторов и появление Путина, зарубежные вояжи и дефолт, интриги и разводки, деза и информационные войны. То есть всё то, что до этого можно было прочитать только в интернете, например, на сайте соmpromat.ru, но без политологического (или какого иного) занудства.

Потому что пишет Трегубова легко и смешно, точнее, смешливо. К вершителям судеб она относится как к соседям по лестничной клетке, без пиетета, смакует слабости и нелицеприятные подробности (не переходя при этом границ), обсуждает душевное и физическое здоровье первых лиц государства, словно это её родственники или близкие знакомые.

И в этом Трегубова уподобляется вольтеровскому Простодушному, который что видит, то и говорит. Есть в литературоведении такой прием — «остранение» — требующий, чтобы автор описывал действительность так, как будто видит всё первый раз. Трегубова и описывает кремлёвскую жизнь с точки зрения такого простодушно-остранённого наблюдателя — молодой, безбашенной журналистки, не имеющей авторитетов, разве что кроме своих старших товарищей-журналистов. Вот к ним, старшакам, монстрам и профессионалам, Трегубова испытывает подчёркнутый (особенно вопиющий на фоне неуважения к президентам и министрам) пиетет.

Елена постоянно подчёркивает свою молодость, необстрелянность, оторванность от пафоса и официоза. Она — человек другого поколения, иного воспитания, дитя свободной России. Отсюда сленг, отсюда слог: все эти заигрывания с именами, все эти Валя и Таня, Лёшка да Сашка, Дедушка да БАБушка, Володенька (обращение к директору ФСБ и будущему президенту) — это про основных действующих лиц, ну, и про себя, с точки зрения, например, вице-премьеров, Ленка, Леночка. А главный пиарщик Белого Дома Лёшка Волин ей и говорит: Ничего, Ленка... А я ему: Лёш, ну ладно тебе уж. А Валя говорит: я думал, что ты подруга Волошина. А Вера дергает за рукав Таню Дьяченко и громко, как контуженная, орет в лицо: Таня, это же п....ц, Таня! Это же п....ц!

Картинки с ярмарки тщеславия, выполненные в духе чёрно-белой морали комикса. Между прочим, очень напоминающие молодежную прозу Ирины Денежкиной. Если кто не знает — есть такая молодая оторва из Екатеринбурга, которую в последнее время усиленно раскручивают в качестве новой литературной звезды. В клиповой манере Денежкина описывает провинциальных тинейджеров, бесконечные пьянки и трахи современным сленгом. Самая известная книга Денежкиной — «Дай мне» — переведена на все европейские языки. Книгу Трегубовой тоже, скорее всего, переведут. Хотя её персонажи давно не тинейджеры, и в ней нет ни слова о сексе. Сама Елена говорит в предисловии к своим очеркам о том, что близость к власти оказывается сильнее самых гремучих наркотиков. Что ж, ей удалось выразить эту страсть в полной мере. Убедительно вышло и весьма темпераментно. Это очень искренняя книга, читатель.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я