сегодня: 20/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 01/12/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Создан для блаженства (под редакцией Льва Пирогова)

Приметы смерти в славянской традиции

Алиса Исаева (01/12/03)

Человек, которому привиделся вечером огонь на кладбище или огонек свечи в лесу в ночное время, должен был, согласно верованиям, скоро умереть. Поскольку вечером на кладбище люди не ходили, как и не ходили ночью в лес со свечой, верили, что это души предков дают знак собираться в мир иной. Видение падающей с небосклона звезды также пророчило смерть кому-либо из членов деревенской общины (но не обязательно тому, кто ее заметил).

Повсеместно считается плохой приметой, если в дом залетает бабочка — это к болезни или смерти. Существует легенда, что в минуту смерти великого Чехова к нему в окно влетела громадная панбархатная ночная бабочка и начала биться о стекло, панически шелестя.

Верили, что смерть предвещает также лесная птица, залетевшая в деревню. Чаще всего к таким вещим птицам относили ворона, сову и филина. Замечали, куда села птица, издавала ли она при этом крик. Если птица садилась на церковь или дерево, считавшееся ничейным, ждали смерти одного из деревенских жителей. Если она садилась на конек крыши дома, ожидали смерти хозяина этого дома, если на так называемое «именное дерево» (посаженное на имя конкретного человека), ожидалась именно его смерть. Особо это касалось такой птицы, как ворон: в русских поверьях не только крик этой птицы, но и само появление предвещает смерть или несчастье. То же касается карканья вороны, говорили: «Вещует на чью-то голову».

Связь птиц и жилища с представлением о смерти отразилась и в ряде других примет. Считали, что если птица долбит угол избы, то в семье будет покойник. Если в дом влетела, например, ласточка, ждали покойника среди родственников. Или такая примета: «Голубь в окно влетит — быть пожару или кому-нибудь умереть».

Особый круг примет о смерти касался незыблемости и сохранности несущих конструкций жилища и интерьера избы. Считалось, что хозяин скоро умрет, если бурей сорвет крышу либо расколется матица или так называемый «подгнетный венец». Если раскалывалась печь, ждали смерти хозяйки дома.

Дверям тоже придается особое значение в ситуациях рождения или смерти человека.

Если 10 марта, в день Св. Тарасия, сорвется с крючьев дверь...— эта примета всегда предвещает домашнюю беду, или смерть какого-нибудь из домочадцев, или пожар, или мор оспенный.

Особые приметы связаны и с иконами — если они трещат, то в доме будет покойник; если на иконе появится трещина — в доме случится несчастье. Качание пустой колыбели в русских деревнях не допускается — это может накликать смерть младенца. Что касается «именных деревьев», то верили, что дерево начинает сохнуть с кроны перед смертью того, в чью честь оно было посажено.

Вообще в России повсеместно было распространено (и сохраняется в наши дни) благоговейное отношение к деревьям и вера в их способность исцелять различные заболевания. Народная традиция налагала запрет на вырубку деревьев «почтенного возраста». Считалось, что нарушитель права такого дерева на естественную, стихийную смерть либо сойдет с ума, либо сломает себе руку или ногу, либо скоропостижно умрет.

Вместе с тем, в некоторых местах бытует поверье, что корни черемухи, проникнув под избу, навлекут смерть на всех обитателей дома. Поэтому черемуху сажали вдали от жилья. Менее опасными для здоровья и жизни считаются корни других деревьев; однако при строительстве нового дома не оставляли в земле ни одного корня — боялись, что домашние будут болеть и умирать.

О приближении смерти часто судили по поведению домашних птиц и животных. Так например, если курица запела петухом, то в русских деревнях это считалось крайне неблагоприятным признаком — в семье кто-нибудь умрет. Но такую курицу режут не всегда. Ее ловят и начинают мерить ею избу от стены к противоположному порогу, переворачивая птицу через голову. Если она оказалась на пороге головой, ей отрубают голову, если же хвостом,— то отрубают хвост и отпускают.

С курицей связаны и другие приметы смерти: если из всей кладки яиц вылупляются одни петушки или она несет яйца с двумя желтками. Что касается кошки, то она чувствует всевозможные перемены — как к хорошему, так и к худому. Если кошка лежит на столе, то это не к добру — она кого-нибудь из семьи «вылеживает», то есть в семье кто-нибудь обязательно умрет и будет лежать на столе; точно так же и в том случае, когда кошка часто и подолгу спит на изголовье чьей-нибудь постели — она непременно «вылежит» владельца этой постели, и он умрет.

В русской фольклорной традиции недоброе предвещает и вой собаки. Если она воет мордой вверх — это к пожару, мордой вниз — к покойнику.

Появление мышей предвещает какое-либо бедствие или несчастье, есть даже поверье, что если мыши изгрызут чью-то одежду (платье) — к смерти хозяина одежды, а если укусят кого в доме — тому неприятность или несчастье.

Существует поверье, связанное с кузнечиком — если он заберется в жилые покои и будет трещать, это значит, что он выживает хозяев из дома, предвещает появление в доме покойника. Аналогичное поверье связано и с появлением зимой мухи в избе.

Несвоевременное цветение деревьев и комнатных растений также считается плохой приметой: «Как зимой цветы зацветут — непременно в семье кто-нибудь умрет».

Согласно русским народным представлениям, свистеть вообще считается грехом, особенно — в избе; это касается не только более или менее привычного: деньги высвистишь из дома, но и смерти: высвистишь самого старого или самого малого в семье.

Дурной приметой служили и другие события.

Если самовар жалобно поет при разогревании — это не к добру — в доме будет покойник. Если стены трещат — к тому же.

Некоторые приметы бытуют как среди сельского населения, так и среди жителей городов.

Если хворый ложится на бок лицом к стене — умрет.
Если при соборовании свечи упадут основанием к порогy — больной также умрет.
Если крошки изо рта валятся — к смерти.
Когда собака крох не ест после больного, тот скоро умрет.
Если в день именин неудачно испекутся пироги, то именинник умрет в том же году.
Если гроб сделан не по размеру покойника (мал или велик) — это предвещает еще одного покойника в доме.
Приметой смерти считается, когда человека окликают по имени, слышится голос, а не видно, кто зовет.

Другие приметы:
колокольный звон среди ночи;
кольцо огней в воздухе;
тиканье часов в стене;
рыба, вынутая из воды, хрипит...

Плохим признаком считается, если выпал уголек из кадила при каждении около покойника — значит, скоро будет и другой покойник.

В России повсеместно распространено суеверие, что перед каким-либо домашним несчастьем (особенно перед чьей-нибудь смертью) у членов семьи появляются вши, даже если их раньше ни у кого не было.

Можно также вспомнить поверье, что если чешется переносица, то это к покойнику (более мягкий вариант — услышать о покойнике). Интересно, что волосы в поверьях народов всего мира метафизически замещают голову и, следовательно, самого человека.

Например, у русских при крещении наблюдают: потонут или нет волосы ребенка, остриженные и закатанные в воск. Если да — то ребенок умрет, если нет — то он будет жить долго.

Особую роль в народных представлениях играет зеркало, которое воспринимается прежде всего как граница между земным и потусторонним миром со всеми вытекающими из этого последствиями. Именно с зеркалом связано огромное число суеверий. Перечислим некоторые из них.

После кончины человека зеркало следует сразу же завесить чем-либо, отвернуть к стене или даже вынести из того помещения, где находится покойник. Чаще всего опасность открытого зеркала объясняется тем, что отражение покойника в зеркале, своего рода его «удвоение», грозит «удвоением» смерти, ее повторением для кого-то из обитателей дома.

«Смотреться на ночь в зеркало — накликать на себя смерть». Нельзя ребенка до официального крещения и наречения подносить к зеркалу, особенно ночью — это навлечет на него смерть. Разбитое зеркало также сулит несчастье и смерть.

Да и вообще в русском фольклоре отражается представление о зеркале как творении дьявола.

Интересно, что существует суеверие, связывающее написание завещания со скорой смертью написавшего его. Подготовкой к смерти, согласно народным традициям, могли заниматься только люди старшего поколения. Молодежь и лица среднего возраста не делали этого из опасения навлечь на себя преждевременную кончину.

Зубы в культурах различных народов символизируют здоровье, жизненную энергию и характер человека. Поэтому увидеть во сне выпавший зуб — к потере близкого человека, причем говорят, что если зуб выпал с кровью — к потере «кровного», то есть родственника, если же без крови — к потере друга.

В России вплоть до наших дней широко распространено поверье, что человек, если ему суждено вскоре умереть, «не выходит» на фотографии, или его изображение получается размытым (затемненным), или он «выходит» без головы.

Вообще говоря, тема мистической связи человека и его изображения требует отдельного освещения. Коснемся нескольких аспектов.

Фотографию или портрет человека можно рассматривать как его биоэнергоинформационный фантом. Считается, что экстрасенсы и колдуны могут через фотографии искать пропавших без вести, определять характер снятого человека, диагностировать его и даже лечить на расстоянии (или наоборот, насылать на него порчу и даже смерть). «Привычка» обычных людей при ссоре или разводе рвать фотографии партнеров — реализация подспудного желания того, чтобы у тех все пошло наперекосяк.

А портрет — это гораздо более мощная структура. Недаром для многих религий характерен запрет рисовать людей (а иногда даже животных — примером может служить древнее изобразительное искусство Средней Азии — только орнаменты). Исаак Левитан рисовал исключительно пейзажи, соблюдая аналогичный религиозный запрет иудеев. Оставим в стороне знаменитый роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и обратимся к повести Н. В. Гоголя «Портрет». Кто-то скажет, что это просто страшная сказочка, но это не так — что-то в этом есть...

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я