сегодня: 26/05/2018 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 04/11/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Авторы

Михаил Наумович Эпштейн

Михаил Эпштейн (04/11/03)

Михаил Наумович Эпштейн — философ, культуролог, литературовед, эссеист, заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта). Член российского Пен-клуба и Академии российской современной словесности.

М. Эпштейн родился в Москве в 1950 г. В 1972 г. закончил филологический факультет МГУ, с 1978 г. — член Союза писателей. Его статьи по вопросам литературы и теории печатались в «Новом мире», «Знамени», «Звезде», «Октябре», «Вопросах литературы», «Вопросах философии», «Вопросах языкознания», «Новом литературном обозрении» и других литературных и теоретических журналах. Автор 15 книг и около 400 статей и эссе, переведенных на 13 иностранных языков.

В 1970-е годы участвовал в работе сектора теоретических проблем Института мировой литературы (Москва) и преподавал литературу в московских вузах.

В 1980-е годы — основатель и руководитель междисциплинарных объединений московской гуманитарной интеллигенции: «Клуб эссеистов», «Образ и мысль» и «Лаборатория современной культуры».

С 1990 г. живет и работает в США. Профессор университета Эмори с 1990 г. Основные курсы: «Западный и русский постмодернизм», «Семиотика и поэтика», «Введение в теорию литературы», «Религия и философия в России», «Достоевский», «Глобальная культура и будущее гуманитарных наук».

Соредактор журналов «Symposion. A Journal of Russian Thought» (США) и «Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник» и книжной серии «Тела мысли» (изд. Алетейя, СПб); член редколлегии журналов «Common Knowledge» (США) и «Rhizomes: Cultural Studies in Emerging Knowledge» (США).


Лауреат премий:

  • Андрея Белого (1991);
  • журнала «Звезда» (1999);
  • «Liberty» (Нью-Йорк, 2000);

Призер международного конкурса эссеистики (Берлин-Веймар, 1999) и стипендиат Фонда веймарской классики (2000).


Домашние страницы:


Книги М. Эпштейна, изданные на русском и английском:

1. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ–ХХ веков. М., Советский писатель, 1988, 416 сс.

2. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., Высшая школа, 1990, 304 сс.

3. Отцовство. Роман-эссе. Тенафли (Нью Джерси, США), Эрмитаж, 1992, 160 сс.;
2-ое изд. Отцовство. Метафизический дневник. СПб., Алетейя, 2003 (первая книга в серии Men Studies).

4. Новое сектантство: типы религиозно-философских умонастроений в России. 1970-1980-е годы. Холиоке (Массачусеттс). Нью Ингленд Паблишинг Ко., 1993, 179 сс.;
2-ое изд., Москва, Лабиринт, 1994, 181 сс.

5. Великая Совь. Философско-мифологический очерк. Нью-Йорк, Слово, 1994, 177 сс.

6. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре ХХ века. Тенафли (Нью Джерси, США), Эрмитаж, 1992, 1994, 269 сс.

7. На границах культур: российское — американское — советское. Нью-Йорк. Слово, 1995, 344 сс.

8. Бог деталей. Народная душа и частная жизнь в России на исходе империи. Нью-Йорк. Слово, 1997, 248 сс.
2-ое изд., Москва, ЛИА Р. Элинина, серия «Классика 21 века», 1998, 240 сс.

9. Постмодерн в России: литература и теория. Москва, ЛИА Р. Элинина, 2000, 367 сс.

10. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001, 334 сс.

11. Relativistic Patterns in Totalitarian Thinking: An Inquiry into the Language of Soviet Ideology. Kennan Institute for Advanced Russian Studies, Occasional Paper, #243. Washington: The Woodrow Wilson International Center for Scholars, 1991, 94 pp.

12. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1995, 392 pp. Hardcover and paperback editions.

13. Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture (with Alexander Genis and Slobodanka Vladiv-Glover). New York, Oxford: Berghahn Books, 1999, 528 pp. Hardcover and paperback editions.

14. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication (with Ellen Berry). New York: St. Martin's Press (Scholarly and Reference Division), 1999, 340 pp.

15. Cries in the New Wilderness: from the Files of the Moscow Institute of Atheism. Trans. and intr. by Eve Adler, Philadelphia: Paul Dry Books, 2002, 236 pp. Hardcover and paperback editions.


Автор сетевых проектов и сайтов:


Хотя я считаюсь «теоретиком», главное для меня — выход за границы теории, не описание действующих моделей (языка, мышления, культуры), а проектирование альтернативных моделей. Это можно назвать «теоретической практикой» или «проективным мышлением». Если нечто в культуре существует именно так, то возникает вопрос: почему не иначе? Выясняется, что в лексической системе языка, в системе наук, философских школ, религиозных учений, художественных стилей очень много зияний. По сути, это параллельные миры, и я стараюсь их сблизить с нашим. Наверно, это и объединяет большую часть написанного — не какая-то определенная концепция, а модальность письма, попытка так описывать существующее, чтобы обозначилась область возможного, точки роста новых слов, понятий, дисциплин, методов, культурных формаций, литературных стилей. В отличие от деконструкции, которой все были так увлечены в последние тридцать лет, меня привлекает возможность конструирования. Одно из ответвлений этого метода — проективные словари разных дисциплин (например, философии) и естественных языков (русского, английского).

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я
Warning: Use of uninitialized value in split at backoffice/lib/PSP/Page.pm line 251.