сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 10/10/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Вербальный дизайн и жажда правды. Пригов vs Толстой

Игорь Викторович Касаткин (10/10/03)

Д. Пригов

Не так давно пришлось наблюдать по телевизору очередную Школу злословия, которую вели новоиспеченные лауреатки Тэффи Татьяна Толстая, и Дуня Смирнова, приготовлявшие на этот раз свое телевизионное блюдо из известного поэта-концептуалиста и заслуженного деятеля нашей новой культуры Пригова.

Дамы были на уровне и вполне соответствовали. Например, они с успехом изображали очаровательных провинциальных простушек, на фоне которых Пригов смотрелся неожиданно академичным, немного уставшим взрослым дядюшкой из столицы. Разговор вертелся вокруг литературы, естественно, ну, и насчет духовности, наши «провинциальные простушки» не могли не озадачить столичную штучку. Куда ж без духовности?!

Пригов, однако, от духовности открещивался.

«Ну, послушайте! — примерно так восклицала Татьяна Толстая, не унимаясь — Ну, вот, когда Вы прочитаете что-то такое очень духовное у Льва Николаевича Толстого! Или у Федора Михайловича Достоевского! Разве вас не охватывает нечто! Очень-очень духовное вас разве не охватывает тогда что-то?!».

«Ну! — как-то так отвечал Пригов — меня-то, или вас с Дуней, может и охватывает! А кого другого это охватывает при чтении самой откровенной попсы и китча! И вообще, литература дело не духовное, а культурное. А культура... это, знаете, штука где-то материальная, осязаемая, и полезная». В таком духе.

После этого, Пригова как бы на время удалили из эфира, а дамы стали между собой очень стильно, и так — эдак жанрово, чисто по-дамски, обсуждать, как они обломались с этим Приговым. Они-то, мол, думали, что он вон какой! А он оказался еще лучше, да настолько, что и подумать нельзя!

Все это было очень мило, но я в этот момент как-то совсем отвлекся от передачи, потому что задумался.

А и действительно, какова она, эта общая идея литературы?! Как я для себя это формулирую? Тут я, конечно, вспомнил «Принципы искусства» Коллингвуда, и попытался освежить в памяти что-нибудь теоретическое вроде интроспекции у Беркли и Юма. Различие между реальными и воображаемыми чувствами по Канту, и прочее. Получалось не очень, и все же я не удержался, чтобы не вывести для себя хотя бы самую общую идею литературы, и искусства вообще. Эта идея, подумалось мне, состоит в свободном, насколько это позволяют общепринятые принципы искусства, моделировании того, что мы называем сознанием художника. И это с учетом всем известной проблематики взаимоотношений сознания, и материи, то есть, так называемой «реальности», а также с учетом того, что существует со всеми вытекающими для сознания последствиями подсознание, архетипы, ну, и все такое. Если же вспомнить современную теорию сознания,— продолжал размышлять я,— которая гласит, что одним из основных свойств сознания является его направленность на свой предмет, который в общем случае трактуется как нечто по отношению к сознанию теоретически внешнее (особенно, когда мы говорим о сознании художника, для которого «реальные» и «воображаемые» идеи чуть ли не местами меняются), то можно утверждать, что главная идея искусства заключается в свободном, эмпирическом моделировании «реальности». И это, разумеется, с учетом всех этих рамок, ограничений, условий, и закономерностей, с которыми сталкивается писатель, композитор, или живописец, вынужденный считаться не только с общими непреходящими принципами искусства как бы неосознанно, но и вполне сознательно с конкретными, и тленными, ввиду непрерывной модернизации, его законами.

Итак, у меня получились, на первый взгляд, два лишь чисто технически различных варианта одного и того же, по сути, определения идеи искусства вообще, и литературы, в частности. Да и не на первый взгляд, тоже!

Выходит так, что если мы признаем, что современное индивидуальное сознание не видит больше в человеке никакого образа и подобия божьего, то и литературные произведения, хоть Пушкина, хоть Акунина, теперь для нас не более, чем образцы так называемой материальной культуры, когда материалом является язык! Дизайн такой, в общем, и прав Пригов. Я далек от того, чтобы обвинять в «бездуховности» уважаемого Пригова, избави Бог, ведь, в сущности, он только констатирует фактическое, реальное состояние индивидуального сознанием, которое и вызвало к жизни соответствующую философию благополучия, а не наоборот. По крайней мере, не литература, и не литераторы русские виноваты, это уж точно! Другое дело, что те, кто исповедует, и проповедует эту философию благополучия, отделяют ее от поразившей нашу, да и всю мировую культуру гнили, и никак одно с другим не связывают. И тем самым, по крайней мере, способствуют консервации этой гнили. Но, как и договорились, будем считать, что это не вина, а беда и многих и многих, талантливых, но запутавшихся людей.

Разумеется, раз уж высокая, настоящая литература рассматривается, как искусство вербального дизайна, и не более, то и от литературной моды никуда не уйдешь. Как и в портняжном деле, в деле писательском игнорировать моду становится глупо и неприлично. И если в деле портняжном, в этом сезоне модны брюки-клеш, скажем, а не дудочки какие-нибудь, то как бы ни были гениально сшиты и добротны прошлогодние дудочки, место им в кладовке, или в секонд-хенде. То же и в литературе. И пусть время от времени мода возвращается, но как и в тряпичном деле, в деле письма — дизайна, она никогда не возвращается настолько, чтобы можно было носить и через двадцать лет прошлогодние дудочки, или почитать по прошествии времени Селина, или Гийота опять за великих писателей.

Я хотел бы, чтобы меня правильно поняли. То есть, я вовсе не хотел бы, чтобы кто-то решил, что я выступаю против литературного авангарда, или, что не считаю Селина, или Гийота выдающимися писателями. Наоборот, для меня лично русский литературный авангард, да и вообще, только тогда авангард (да это и чисто логически так), когда не порывает ни в коей мере связь с русской литературной традицией, которую я бы назвал просто — жажда правды. И в этом смысле, например, роман Маруси Климовой «Белокурые бестии», по-моему, так очень традиционная вещь. И это притом, что я готов был бы и согласиться с адептами формализма, или структурализма в том, что «жажда правды» это такая стилистическая особенность русского письма, его методологическая константа.

Дело ведь в том, что совершенно неважно это, когда, к примеру, Лев Толстой считает «правду» героем, содержанием своих текстов, а Шкловский утверждает, что «правда» — художественный прием, метод Толстого. Какая, в конце концов разница, было бы о чем говорить! Была бы книга, как кусок времени, а не образец «материальной» культуры прошедшей эпохи, вызывающий лишь легкое любопытство, быстро сменяемое скукой, если не тоской. Без русской жажды правды такой книги не получится.

Л. Толстой

Почему я говорю о жажде правды, а не о самой правде? Мне кажется, это должно быть понятно. Если нет, то я предлагаю вернуться все к нему же, ко Льву Николаевичу Толстому. «Все ложь, все неправда, все обман, все зло». Это ведь его слова, так никогда им самим и не опровергнутые. У Толстого была странная, авангардистская, однополярная логика, когда от дихотомии «добро — зло» осталась только одна составляющая — «зло»! И правды,— знал граф — нет никакой, а ложь есть! И есть жажда правды. Жажда, которая, по Толстому, утолена быть не может никак и никогда, но и отменена быть не может, как и идея Бога в человеке. Жизнь героев, населяющих дискурс Толстого, их смысл, жестко определяется взаимодействием этих двух сил — «все зло» и «жажда правды». Можно считать, что это конструкт, и фирменный прием авангардиста, во имя которых и были хладнокровно убиты верный Андрей Болконский, и неверная Анна Каренина.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я