сегодня: 17/10/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 09/09/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Литературная критика

Глазами гения №2. Важнейшее из искусств

Маруся Климова (09/09/03)

Теперь уже окончательно ясно, что знаменитое высказывание Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим являются кино и цирк»,— оказалось верным ровно наполовину. Кино процветает и потеснило все остальные виды и жанры «искусств», а цирк сегодня, напротив, выглядит не просто архаично, но производит впечатление чудовищного атавизма, пережитка далекого-далекого прошлого. Даже непонятно, что заставило прогрессивно настроенного вождя пролетариата поставить рядом два этих шоу. Может быть, их очевидный демократизм? И по замыслу Ленина, толпы простого народа, как и во времена его детства, в ближайшую тысячу лет должны были бы заполнять все места, от партера до галерки, под куполами цирков, раскинувших свои шатры на просторах нашей необъятной родины, а потом и всей освободившейся от гнета мировой буржуазии Земли?.. Но скорее всего, на сознание Ленина оказали воздействие именно впечатления детства, проведенного в маленьком городке на Волге, потому что приезд бродячего цирка в провинциальный город — это всегда событие.

Помню, когда мне было лет восемь, в город Шепетовку, где я проводила лето у бабушки, приехал цирк. О, это было настоящее событие! Дедушка с огромным трудом достал один-единственный билет, кажется, даже за тройную цену, и в воскресенье бабушка надела на меня праздничное платье с оборочками, заплела в косички красивые прозрачные ленты, завязала их огромными бантами и повела меня в Дом культуры железнодорожников, около вокзала, где обычно и происходили самые важные в городе мероприятия. Несмотря на наличие билета с местом, сесть мне вначале не удалось — на моем кресле расположилась жирная баба, а рядом с ней грозно восседал ее краснорожий муж, поэтому я не решилась ничего им сказать, а так и осталась стоять рядом в проходе. Но я была не одна — весь зал был буквально забит, люди стояли вдоль стен, в проходах, сидели на полу у сцены. К счастью, личностям, занявшим мое место, выступление явно не понравилось. Короче говоря, они вскоре ушли, что-то возмущенно ворча себе под нос, а я тут же радостно плюхнулась в кресло. Но моя радость длилась считанные минуты: сидя в кресле, я ровным счетом ничего не видела, так как впереди плотной стеной стояли какие-то широкоплечие переростки, жадно пялившиеся куда-то вниз, туда, где происходило представление. Тут наконец до меня дошло, почему мое место так скоро освободилось. Пришлось мне сесть на спинку кресла, а ноги поставить на сиденье — в таком положении, вытянув шею, я кое-как могла разглядеть арену. А там происходило нечто совершенно замечательное: маленькие толстенькие лилипутики в борцовских костюмах, схватившись коротенькими ручками, напоминавшими тюленьи ласты, старались повалить друг друга на усыпанный опилками пол. Очаровательная лилипуточка в отделанном блестками купальнике, изгибаясь, как змея, пропускала голову меж собственных ножек, а потом крутила на талии, равномерно опуская их то вниз до самых щиколоток, то поднимая до самых ушей, сразу десять ослепительно сверкающих обручей, или хулахупов, как их тогда называли. А в конце произошло самое главное — хорошенькая лилипуточка вынесла на сцену ксилофон и, быстро-быстро перебирая палочками с шариками на концах, сыграла: «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...» — а я была настолько поглощена представлением, что сама не заметила, как начала подпрыгивать в такт музыке на своем месте, сотрясая весь ряд, качать головой и подпевать. При этом у меня, очевидно, было такое блаженное и идиотическое выражение лица, что какие-то мерзкие тупые мальчики, стриженные под бокс, с торчащими оттопыренными ушами, стали тыкать в меня пальцами и хихикать. Заметив это, я так засмущалась, что тихонько сползла вниз на сиденье, где, уже лишенная возможности наблюдать за лилипуточкой, просто дослушала зажигательную мелодию. Но даже это не испортило мне настроения: весь вечер я тихонько напевала про себя песню про трущихся спиной о земную ось медведей, и представляла себя очаровательной лилипуточкой за ксилофоном.

Конечно же, детские воспоминания самые яркие! И хотя Ленин и был марксистом, в данном случае он, видимо, сам того не желая, наглядно продемонстрировал справедливость учения Фрейда о влиянии на человеческую жизнь осевших в бессознательном впечатлений детства. Во всяком случае, я очень хорошо себе представляю, как маленький тщедушный Вовочка, вцепившись в руку своей любимой мамочки, с замиранием сердца следил за схваткой могучих борцов на арене цирка и представлял себя на их месте. Точно так же, как я в свое время представляла себя на месте очаровательной лилипуточки! Ведь я это делала еще и потому, что уже в детстве, как мне казалось, была слишком большого роста. А Ленин, наоборот, был маленького роста. Все понятно! А иначе, чем еще объяснить факт в высшей степени парадоксального придания сверхзначимости столь затхлому и вульгарному виду искусства, как цирк!

Такому затхлому и бесперспективному, что даже верные последователи Ленина, и те постарались стыдливо спрятать вторую часть его фразы о «важнейшем из искусств», оставив для всеобщего употребления только кино. К словам же о цирке, они, судя по всему, относились как к тайной директиве, хотя и не понятной широким массам, но требующей скрупулезного и последовательного воплощения в жизнь. Во всяком случае, цирку в Советском Союзе действительно приписывалось какое-то особое, едва ли не сакральное значение. И окончательно на свалку истории он отправился только после крушения СССР. У меня такое ощущение, что во времена моего детства цирковым клоунам, приписывались просто какие-то неслыханные способности. Например, Олег Попов потеснил и отодвинул на задний план даже знаменитых спортсменов, актеров, балетных танцовщиков и музыкантов. А его клетчатая кепка и размалеванный красный нос стали чуть ли не символом всей советской культуры. Не случайно и самый культовый советский фильм тридцатых годов прошлого века носил название «Цирк»! И если хорошенько подумать, то иначе и быть просто не могло, ведь здесь, в этом фильме, гармонически соединились сразу оба «важнейшие для нас искусства»: кино и цирк!

Судьба этого претерпевшего существенную деформацию ленинского высказывания заставляет задуматься над тем, как детские впечатления одного гениального человека способны порой не только самым существенным образом повлиять на жизнь целого народа, но и на судьбы видов и жанров искусства, над которыми подавляющее большинство людей уж точно абсолютно не властны. Более того, этот пример как нельзя лучше приближает нас к пониманию природы гениальности, которая не имеет практически никакого отношения не только к нравственности, но и к уму, и прочим человеческим достоинствам и способностям... С этой точки зрение, пушкинская сентенция о несовместимости «гения и злодейства» — столь же пустое сотрясение воздуха, как и новозаветный императив: «Кто не работает — тот не ест!». В реальности чаще все происходит с точностью до наоборот: гениальность крайне редко бывает совместима с добром, а больше, и, самое главное, лучше всего едят именно те, кто меньше всех работает...

Об уме и говорить нечего! Тысячи интеллектуалов во всем мире уже сто с лишним лет стенают по поводу смерти литературы, театра и живописи, которые, по их мнению, не выдерживают конкуренции с кино, а Ленин взял и поставил в один ряд с этим всесильным и всепобеждающим кино такой вид искусства, название которого не решились повторить за ним вслух даже его самые фанатичные последователи: настолько замшелым и убогим он им представлялся. И ничего! Цирк просуществовал еще восемьдесят лет, и не просто просуществовал, а стал настоящей тайной страстью и предметом обожания миллионов...

Из многочисленных анекдотов, а также воспоминаний моих знакомых мужчин, в юности побывавших на военной службе и в дальнейшем приобщившихся к какой-нибудь интеллигентской профессии, я знаю, что солдатам в армии часто приходится выполнять приказы, которые они сами считают в высшей степени глупыми и бессмысленными. Например, утром армейский старшина может распорядиться перетащить из одного места в другое тяжеленный бетонный столб, а уже к вечеру выясняется, что этот столб нужно срочно вернуть обратно, на прежнее место. Причем инициаторами подобных распоряжений чаще всего становятся армейские старшины и прапорщики или же, как их обычно называют в армии, «куски», у которых, насколько я могла заметить, почему-то еще бывают очень причудливые фамилии: Загорулько, Загороднюк, Подопригора, Канарейка и т. п.... Так вот, почти все мои знакомые, соприкоснувшиеся с армейским бытом интеллигенты, рассказывая об этих личностях и их бессмысленных приказах, которые им приходилось исполнять, до сих пор не могут скрыть своей досады... И тем не менее, я убеждена, что у истинного гения гораздо больше общего с этими «загорульками» и «загороднюками», чем с теми, кто так до сих пор так и не сумел осознать смысл их абсурдных поступков, слов и распоряжений. Потому что главной чертой гениальной личности, конечно же, является презрение к здравому смыслу и, вообще, ко всему общепринятому! Мало того, человечество на протяжении своей истории, в сущности, только и занимается тем, что «перетаскивает столбы и бревна» с места на место, повинуясь указаниям так называемых гениев. А в итоге, как правило, уже после их смерти, почти всегда выясняется, что эти «столбы и бревна» нужно срочно вернуть на свое место...

Однако вряд ли стоит отождествлять гениальность с банальной политической властью, так как гении не просто властвуют над людьми, а главным образом, формируют стиль эпохи. То есть, повинуясь их воле, люди вовсе не обязательно работают на фабриках и заводах, отбывают воинскую повинность, выращивают хлеб и т. п., но еще — и прежде всего! — носят костюмы и шляпы той или иной формы, выбирают себе определенную мебель, предпочитают селиться в кажущиеся им наиболее привлекательными дома... Не случайно ведь приход Наполеона к власти спровоцировал появление стиля ампир, а Сталин и Гитлер оказались причастны к зарождению так называемого «большого стиля». И именно к этим политическим деятелям чаще всего применялся и продолжает применяться эпитет «гениальный». Но никому не придет в голову назвать «гением», к примеру, Наполеона Третьего или же Николая Второго, не говоря уже Брежневе или Хрущеве. Более того, оказавший огромное влияние на формирование Art Nouveau Людвиг Баварский, чье правление было не слишком полезным, а скорее, даже и вредным для подданных, ничуть не менее гениален, чем Наполеон Бонапарт, и тем более, его современник Бисмарк. Не говоря уже о том, что вовсе лишенные каких-либо атрибутов власти и при жизни полностью загнанные в угол Хармс или Кафка оказали воздействие на стиль своей эпохи, по крайней мере, ничуть не меньшее, чем наделенные абсолютной политической властью Сталин и Гитлер... Короче говоря, гениальность — это категория исключительно эстетическая!

Соответственно, и сомнение в гениальности того или иного писателя, политика или даже ученого тоже всегда так или иначе связано с эстетикой. Меня, например, всегда смущали сомнительные эстетические вкусы Эйнштейна, да и вообще, всех остальных «гениев научно-технической мысли». По-моему, подавляющему большинству из них слово «гений» вовсе не подходит — уж больно оно не вяжется с их усредненными обывательскими вкусами. Здесь, скорее всего, кроются и причины несколько парадоксальной эстетической неактуальности научно-технического прогресса в современном мире. Во всяком случае, потребовалось срочное вмешательство футуристов в лице Маяковского и Маринетти, чтобы хоть как-то подправить ситуацию — одним ученым с этим было бы явно не справиться... Да и вообще, сама идея прогресса тоже, скорее всего, является чистой фикцией и поэтической выдумкой. Человеческая история вовсе не движется в направлении, указанном обывателями-учеными, а если кто такое направление и задал, то это были все те же футуристы. Из чего более или менее становится понятно, что история, как много тысяч лет назад, так и сегодня продолжает свое движение вовсе не в сторону научно-технического совершенствования, а в направлении вечно ускользающей и трудно объяснимой эстетической актуальности.

Само собой, эта моя догадка вряд ли понравится широким массам, и не только потому, что природу эстетической актуальности очень трудно понять и ухватить, в отличие от того же прогресса, но еще и потому, что прогресс является своеобразным опиумом для народа, так как позволяет большинству людей не просто уныло тянуть свою лямку, а ежедневно, отправляясь к себе на фабрику или же завод, еще и ощущать себя занятыми чем-то очень важным и значительным, определяющим весь ход мировой истории.

На первый взгляд, примерно такую же популистскую идейку попытался подкинуть в массы и Ленин, чтобы каждый ощутил себя строителем коммунизма и т.п. И тем не менее, тайная, а точнее, стыдливо скрытая от широких слоев населения привязанность Ленина к цирку стала своеобразной миной замедленного действия, подложенной подо все достижения социалистической системы. И в результате, социализм рухнул вместе с этой провинциальной детской забавой. И еще не известно, как, в какой последовательности все произошло: что было причиной, а что — следствием. Сначала рухнула государственная система, а потом уже лишившийся ее поддержки цирк окончательно себя исчерпал? Или же наоборот, «важнейшее из искусств» полностью утратило свою актуальность, и социализм гигнулся?.. Лично я нисколько не сомневаюсь в последнем! Все это, конечно же, ставит под сомнение здравый смысл и умственные способности Ленина как политика. Однако в том, что этот дышавший на ладан экзотический вид искусства вдруг обрел второе дыхание и просуществовал еще целых восемьдесят лет, безусловно, тоже кроется какая-то загадка и даже тайна. Такое, бесспорно, было под силу только гению!



Глазами гения:


ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я