сегодня: 22/08/2019 Топос. Литературно-философский журнал. статья: 01/08/2003

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге

Создан для блаженства (под редакцией Льва Пирогова)

О свойствах Чебурашки

Pavell (01/08/03)

Чебурашка — важная часть советского культурного кода. Хотя бы потому, что это чуть ли не единственный сказочный персонаж, изобретенный в СССР. Большинство сказок, которые мы знаем и любим с детства — несоветского происхождения. Понятно, я говорю об авторских сказках. Карлсон, Нильс с дикими гусями, Снежная королева, Маугли, Винни Пух — порождения западной культуры. Еще точнее — порождение культуры британской и скандинавской. Всякий хороший сказочник либо англичанин, либо швед (ну, датчанин). Так исторически сложилось. А Чебурашка — первое порождение советской системы. Что же можно сказать о нем?

Во-первых, мир Чебурашки абсолютно несказочен. Единственное допущение, сделанное Успенским — говорящие и ведущие себя как люди животные. Но это лишь следование традиции. Говорящими крокодилами петербургские улицы пестрели еще со времен Чуковского. Если рассматривать Вселенную Чебурашки, ее культурные пласты, то таковых можно выделить ровно три. Пласт первый — реальный мир, с его дворниками, трамваями, зоопарками. Пласт второй — мир Чуковского с его говорящими крокодилами. Пласт третий — сам Чебурашка.

Чебурашка напоминает Советскую власть. Он был добавлен в русский мир сказочный мир и мир изменился полностью. Посмотрим на генезис Чебурашки. Во-первых, он приезжает из-за границы в ящике с апельсинами. То есть это заокеанское животное, зверушка. Во-вторых, по словам автора, он то ли бракованный заяц, то ли бракованный медведь. То есть Чебурашка изначально дефектен. Трудно сказать, как дефект проявляется внутренне, но внешне он прорастает из нашего героя в виде огромных ушей. Теоретически, это должно дать ему возможность очень хорошо слышать. Но автор не использует её. Во всяком случае, Чебурашка никак эту способность не проявляет. Вероятно, следует предположить, что уши Чебурашки — обычный рудимент, а слушает и слышит он какими то другими, незаметными ушами. Быть может, они расположены на затылке. Но не будем делать антинаучных предположений.

Глаза Чебурашки довольно велики для такого маленького существа. Можно предположить, что Чебурашка хорошо видит в темноте. Иначе говоря, в естественных условиях Чебурашка — скорее всего охотник на каких-то хорошо видных, но одновременно бесшумных животных. Я предполагаю, что речь идет о совах. Это крупные птицы, которые летают почти бесшумно. Чебурашка забирается на пальму или ель, и затаившись, ждет, когда мимо пролетит сова. Увидев добычу, Чебурашка сигает на нее с высоты и вонзается острыми маленькими зубами в шею жертвы.

Об острых и мелких зубах Чебурашки мы достоверно не информированы. Однако он приехал в Россию в ящике с апельсинами. Чебурашка вряд ли чистил их по дороге. А значит — ел сырыми, то есть вместе с кожурой. А для этого, как понимает посвященный читатель, нужны исключительно острые и исключительно мелкие зубы.

Окрас Чебурашки по свидетельству автора — полосатый. Хотя нам привычно видеть его коричневым. Таким его сделали кукольники из «Союзмультфильма». Это — маскировочная окраска. Полоски помогали рыжему Чебурашке, чем то похожему на Рыжего Апа, маскироваться среди апельсинов. Коричневый же цвет, очевидно, нужен нашему герою, чтобы прятаться, сидя на деревьях во время охоты. Его коричневая шкурка идеально сливается с древесной корой. Сидя на дереве долгими московскими зимами, Чебурашка подстерегает сов.

Что же принес Чебурашка в мир русской литературной сказки? Прежде всего — он сооружает «домик для друзей». Не понятно, зачем нужно это учреждение. Впрочем, возможен такой вариант. Чебурашка — уродливое отражение Винни Пуха в советской действительности. Тогда понятно, что строительство «домика для друзей» - это просто попытка воссоздать в советских условиях «Дом на Пуховой опушке». Роль же Кристофера Робина играет Крокодил Гена. А Старуха Шапокляк — это, конечно же, Слонопотам. Ситуация проясняется.

Зубастый инопланетный захватчик — это просто недоделанный Винни Пух. Который за неимением Кристофера Робина водит дружбу с крокодилами.

Важно, что «домик для друзей» именно что строится, а не существует изначально. Это не детское мировосприятие. Ибо для ребенка родительский дом — нечто незыблемое, вечное существование которого он даже не подвергает сомнению. «Домик для друзей» - своего рода конура, отдушина, создаваемая для людей «своего круга». Как и дом Винни Пуха, «домик для друзей» тоже пространство для игр. Но для взрослых игр людей, которые сознательно отсекают себя от «большого мира». Камерность, уютность, фейс-контроль. Крокодилы, чебурашки, жирафы. Все свои.



От Редактора:

Не вполне понятно, при чем здесь «мир Чуковского», но звучит убедительно — «мир Чуковского с его говорящими крокодилами...». Так, значит, тому и быть.

Последние публикации:

Все публикации

Оставить свое мнение в гостевой книге

Поэзия Проза Литературная критика Библиотечка "эгоиста" Создан для блаженства Онтологические прогулки Искусство Жизнь как есть Лаборатория слова В дороге




© ТОПОС, 2001—2010


Поиск
Авторы
Архив
Фотоальбом
Гостевая
Форум-архив
О проекте
Карта сайта
Книги Топоса
Как купить книги
Реклама на Топосе

Для печати

Реклама на Топосе

поиск:

авторы
 А Б В
 Г Д Е
 Ж З И
 К Л М
 Н О П
 Р С Т
 У Ф Х
 Ц Ч Ш
 Э Ю Я